on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев»

Россия 18/04/2024 — 12:00
Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев»
Фото: Кадр из фильма «12 стульев», 1971г., реж. Леонид Гайдай, студия «Мосфильм»
Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев»
Фото: Кадр из фильма «12 стульев», 1971г., реж. Леонид Гайдай, студия «Мосфильм»
Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев»
Фото: Кадр из фильма «12 стульев», 1971г., реж. Леонид Гайдай, студия «Мосфильм»

Советский зритель, помимо литературного «великого комбинатора», придуманного Ильфом и Петровым, хорошо знал еще двух Остапов Бендеров – в исполнении Арчила Гомиашвили и Андрея Миронова. Любопытно, что две экранизации романа вышли с разницей в пять лет: в 1971 году свою версию «Двенадцати стульев» представил Леонид Гайдай, а в 1976-м – Марк Захаров. Кино получилось совсем разным и по-своему замечательным, а некоторые актеры перекочевали из одной картины в другую. Как у Гайдая Остапом чуть не стал Высоцкий, Захаров открыл миру талант Любови Полищук и почему Лидия Федосеева-Шукшина не исполняла песен сама – читайте в материале MIR24.TV.

Смотрите в пятницу, 19 апреля, в 19:30 х/ф «Двенадцать стульев» (комедия, СССР, 1971) на телеканале «МИР». Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Гликерия Богданова-Чеснокова, Наталья Варлей и др.

Актриса Нина Гребешкова, жена Леонида Гайдая, называла «Двенадцать стульев» обеденной книгой мужа: за едой режиссер любил перечитывать роман и при этом хохотал. Когда он созрел до экранизации, как раз выходил «Золотой теленок» Михаила Швейцера, и глава Госкино Алексей Романов предложил Гайдаю немного подождать, тогда он взялся за сценарий комедии «Контрабандисты», которая превратилась в «Бриллиантовую руку».

В начале 1970-х Гайдай уже был знаменитым режиссером: в 1968 году на экран вышла «Бриллиантовая рука», в 1966 – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», в 1965-м – «Наваждение» и «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в 1962-м – «Самогонщики», а в 1961-м – «Пес Барбос и необычный кросс». Несмотря на жестокую критику, сравниться по популярности с героями его фильмов никто не мог. Были в багаже Леонида Иовича и картины на литературной основе, например «Долгий путь» по рассказам Короленко и «Деловые люди» по новеллам О’Генри. Немудрено, что «Двенадцать стульев» стали лидером советского кинопроката в 1971 году – картину посмотрели 39,3 млн человек.


Мадам Грицацуевой у Захарова стала Лидия Федосеева-Шукшина, настроение которой на съемочной площадке было вовсе не располагающим к шуткам. В 1974 году погиб ее муж Василий Шукшин, а уже после старта съемок умер отец – на свадьбу Грицацуевой с Бендером Федосеева-Шукшина приехала прямо с похорон. Безупречно отыгрывая свою роль, в перерывах актриса уходила плакать. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.

Съемки у Марка Захарова стали трамплином для карьеры Любови Полищук. В «Двенадцати стульях» она появилась в роли танцовщицы, это была ее первая работа в полнометражном фильме. Молодая актриса вела себя уверенно и выглядела настолько ярко, что в кадре не уступала Андрею Миронову.

Четверо артистов сыграли в обоих вариантах «Двенадцати стульев». Савелий Крамаров у Гайдая играл одноглазого шахматиста, а у Захарова – слесаря Полесова. Георгию Вицину у Захарова досталась роль гробовых дел мастера Безенчука, а у Гайдая – монтера Мечникова. Эдуард Бредун в картине Гайдая сыграл Пашу Эмильевича, а у Захарова – родственника Альхена. Юрий Медведев в первом фильме играл театрала, а во втором – председателя тиражной комиссии.

Арчил Гомиашвили рассказывал, что Леонид Иович ревностно отнесся к выходу фильма Захарова:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

– Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

– Что такое?

– «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».

Сам Захаров признавался, что не очень доволен получившимся фильмом: «Картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста – в общем, не бог весть что!» Правда, со временем зрители оценили творение Марка Анатольевича, и до сих пор в Сети можно встретить споры о том, какой же фильм лучше. Большинство признают только одну из версий: первых раздражает «томный» и «высокомерный» Остап Миронова, вторых – «примитивный уголовник» Гомиашвили. Так или иначе, рейтинг обоих фильмов очень высок, и обе версии бессмертного романа Ильфа и Петрова вошли в сокровищницу отечественного кинематографа.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости