Большая вода, которая постепенно уходит из Оренбуржья, угрожает казахстанскому Уральску. Уровень реки Урал превысил критическую отметку в 8,5 метра. Пика паводка в городе ожидают в начале следующей недели. 350-тысячный Уральск больше напоминает город времен Гражданской войны, когда Красная армия давала отпор белогвардейцам. Повсюду мешки с песком. Выдержат ли уральцы оборону и на этот раз, ответить трудно. Городская набережная полностью затоплена, под водой около 30 СНТ. Бывшие дачи вокруг Уральска давно превратились в жилой массив, где проживают тысячи семей. Для многих это единственное жилье. Под водой в Казахстане остаются около шести тысяч жилых домов, в России – более 15 тысяч. В зонах стихийного бедствия продолжают работать корреспонденты «МИР 24» Артем Васнев и Ерик Мулдабаев.
Микрорайон Вороновка на окраине Кургана разделяет дамба. Одна часть уже затоплена, вторую пытаются отстоять. Всю неделю здесь не прекращаются работы по укреплению дамбы. Если ее размоет, то вся вода хлынет в сторону жилых домов.
На этом месте в Вороновской дамбе появилась течь. Есть риск прорыва. Бойцы отряда «Ямалспас» работают круглосуточно без сна и отдыха. Алексей Редичев и Владимир Макаров лишились единственного жилья. С берега смотрят на свои утонувшие дома.
«Одно единственное жилье, больше нет ничего. Остались без всего», – рассказал житель микрорайона Вороновка Алексей Редичев.
«В 94-м нас бросили. А сейчас все по-другому. Спасибо губернатору», – отметил Александр Дунин.
Губернатор Вадим Шумков вместе с Александром Куренковым на затопленной набережной. Глава МЧС прилетает в Курган уже в третий раз.
Так рос уровень воды в Тоболе с момента введения режима ЧС. 8 апреля – три метра. Люди в городе не верят, что большая вода придет. В ночь с 16 на 17 апреля преодолен критический уровень, но люди по-прежнему отказываются покидать дома. Говорят: живут здесь много лет, и никогда их еще не топило. 19 апреля Тобол достигает максимума – 10 метров 15 сантиметров.
В микрорайоне Тополя ситуация тяжелейшая, но люди готовы идти на подвиг. Работники «Водоканала» говорят: пойдут по этому «морю». Там объект, который нужно обслуживать.
«Воду городу надо давать. Нет у нас вариантов никаких», – рассказал электромонтер Сергей Исаев.
В области работает тысяча спасателей. Город поделен на четыре сектора. Главный на этом участке – полковник Дмитрий Костылев из Иванова.
«Работаем адресно, то есть ежедневно в дневное и ночное время осуществляется патрулирование, оповещение, предлагаем помощь оставшемуся населению», – рассказал заместитель начальника Ивановской пожарно-спасательной академии Дмитрий Костылев.
Идем в направлении жилой застройки микрорайона Тополя. Посмотрим насколько далеко удастся зайти. Люди ходят, но вода зашла максимально далеко. Люди там остаются и не эвакуируются, а остаются на вторых этажах зданий. Виктор Тихонов спас любимую кошку внучки. Говорит, ребенок поставил задачу идти забирать.
«Зовут ее Мышка. Они ее зовут Малышкой, а я Мышкой. Вода в этот раз выше зашла», – рассказал житель микрорайона Тополя Виктор Тихонов.
А это ферма в Тополях. В загоне лошадь. Чувствует приближение воды и заметно нервничает. Бараны и козы, чуя неладное, рогами протаранили дверь и теперь бегают от работников фермы. В микрорайоне Тополя все готово для эвакуации животных. Здесь несколько коров, а волонтеры из Народного Фронта молодежного крыла строят сторожку. Тут будет находиться человек, строят загоны для животных.
Паводок – это всегда риск распространения инфекции. В город завезли вакцину от гепатита А. В пункте временного размещения в школе № 50 открыли прививочный кабинет.
«Грязная вода, грязные руки – это все факторы риска для передачи инфекции», – рассказала фельдшер Курганской поликлиники №2 Любовь Елесина.
В Звериноголовском вода пошла на убыль. Это затопленный дом Талгата Турашева. Во дворе воды по колено. Стихия заставила Талгата вместе с женой и тремя сыновьями эвакуироваться. Полы придется перестилать, а это 100 тысяч минимум. Свой дом Талгат обустраивал 15 лет. Вложенные деньги и труд в буквальном смысле смыло. Местная администрация не бросила – на время предоставила муниципальную квартиру. Может, и с ремонтом помогут, надеется глава семьи.
Таких как Талгат по стране тысячи. Много российских регионов, в которые пришла большая вода, которые она только еще собирается топить. В списке почти три десятка краев и областей.
В тюменском Ишиме введен «оранжевый» уровень опасности. Волонтеры оповещают жителей и рассказывают, как себя вести во время паводка, куда деть имущество и животных, где находятся пункты временного размещения.
«А нас затопит? Вот такой вопрос задают. Мы отвечаем: «Не знаем, потому что это природа, стихия, мы надеяться будем на лучшее, но готовиться ко всему», – сказала волонтер Юлия Минеева.
Река больше похожа на море, а село Казанское – на остров. Рукотворная дамба держится, но вода продолжает пребывать. Ее уровень достиг критической отметки. Вода несет много мусора, из-за чего образуются заторы. Спасатели приняли решение разобрать один из пролетов пешеходного моста на реке Ишим.
Свое название река получила от имени сына сибирского хана Кучума Ишима, который утонул в безымянной реке, названной позднее в его честь. Символично, что слово «Ишимак» с татарского переводится как «разрушающий». Ишим – самый длинный приток Иртыша. Начало свое берет в горах Нияз в Казахстане. На ее берегах расположены крупные города: Астана, Сергеевка и Петропавловск.
Дамбу на окраине Петропавловска построили полвека назад. Никогда за всю историю здесь воды столько не было. Вверх по течению находится Сергеевское водохранилище. Оно переполнено. По данным МЧС, в середине недели перелив достигал 2,5 метра. Под водой почти весь частный сектор Петропавловска – 3,5 тысячи домов.
«Его всего лишь в 2020 году нам построили. Он уплыл. Это было у нас единственное жилье. Больше нам некуда пойти. Не знаю, что делать», – рассказала жительница Петропавловска Анастасия Захарова.
14 тысяч человек покинули свои дома. Кого-то приютили знакомые, кто-то ютится в пунктах временного содержания.
«Мы не готовились к такому, нас никогда в принципе не затапливало. Немножко технику успели вывезти. Так, холодильник, телевизор», – рассказал житель Петропавловска Данияр Тастанбеков.
Кристина Климова тоже осталась без жилья. Но в тот момент думала не о себе, стала волонтером.
«Мы понимаем, насколько это трудно финансово, поэтому мне бы хотелось помогать таким людям, которые попали в такую жизненную ситуацию», – рассказала волонтер Кристина Климова.
Спасенных четвероногих размещают во временные питомники. Приют уже переполнен. Больше сотни хвостатых нуждаются в кормах и медикаментах.
«Сколько собак, выпущенных по городу. Они бегают, люди пугаются. Просто хотела призвать людей не бояться собак», – сказала волонтер Александра Горычева.
После этих кадров плакали многие. Кирилл, спасаясь от наводнения, взял с собой из дома самое ценное – велосипед и кошку Мису. Но в пункт временного размещения с животным нельзя. Такие правила. Санитарные. Кошку отдали волонтерам на передержку.
Днем и ночью открыты пункты приема помощи. Все, что приносят сюда, сортируется. Три тысячи волонтеров без сна и отдыха уже третью неделю.
«Я хотела бы сейчас обратиться ко всем казахстанцам. Спасибо вам, добрые люди, за вашу поддержку, за вашу помощь, за ваш неоценимый вклад в поддержание тех регионов, которые сейчас очень остро нуждаются в вашей помощи», – рассказала начальник штаба Ассамблеи народа Казахстана по Северо-Казахстанской области гуманитарной помощи и эвакуации граждан Алла Писаренко.
Озеро Пестрое – одна из достопримечательностей Петропавловска. Оно вышло из берегов еще неделю назад. Тогда же местные коммунальщики придумали нестандартное техническое решение. Соорудили водозабор, установили насосы и протянули водопровод. Так в домах жителей Петропавловска вновь появилась вода, хоть и техническая.
В окружении воды сейчас более 80 населенных пунктов в десяти областях Казахстана. Карта затопленных территорий меняется каждый час. Пострадавшим уже начали начислять единовременные выплаты – около 360 тысяч тенге (примерно 72 тысячи рублей).
«Общенациональное бедствие. С другой стороны, положительные признаки уже налицо. Вода постепенно уходит. Думаю, что ближайшие 10 дней будут самыми критическими, но уже сейчас мы принимаем меры по реконструкции всей страны и ликвидации последствий этого бедствия», – отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
На устранение последствий у республики уйдут миллиарды тенге. Часть возместят за счет денег, конфискованных у олигархов.
Читайте также:
- Паводки в Казахстане: на западе страны пик половодья еще не пройден
- Уровень воды в реке Урал в Казахстане превысил опасную отметку
- Паводки в Казахстане: дома в Уральске ушли под воду по крышу
- Более 80 поселков западного Казахстана оказались в зоне риска затопления
- Военные в Казахстане укрепляют дамбы и помогают пострадавшим от паводков
Подробнее в сюжете: Программа Вместе