«Черные лебеди» и инфляционные ожидания. Будет ли снижена ключевая ставка в апреле?
16:01 22/04/202426 апреля, в эту пятницу, состоится заседание Банка России по ключевой ставке. Каким может быть решение Регулятора и каковы перспективы денежно-кредитной политики рассказали MIR24.TV эксперты.
«Ключевая ставка – один из важнейших рычагов денежно-кредитной политики Центробанка, который показывает стоимость денег в стране. От ее уровня зависят ставки по кредитам и депозитам, доходности по облигациям и займам, – говорит автор книг по финансовой грамотности и инвестированию Алексей Родин. – При повышении ставки кредиты становятся дороже и потребители меньше покупают. Как итог, инфляция замедляется.
Текущий уровень ключевой ставки 16%, достаточно высокий. По результатам последнего заседания Центробанка видно, что регулятор готов смягчать денежно-кредитную политику. Вероятно, в ближайшее время ЦБ перейдет к снижению ключевой ставки, но только при устойчивом замедлении инфляции».
«Текущий прогноз инфляции на 2024 год от Центробанка – от 4% до 4,5%. Экспертное сообщество дает более высокую оценку – 5,1%. Разница значений не принципиальная и, думаю, истинное значение где-то посередине, – говорит член комитета ТПП РФ Юлия Потемкина. – Но главное, что всплеск инфляции в 2024 году может стать реальностью по какой-то непредвиденной ранее причине. Очередной «черный лебедь» – непрогнозируемое событие – может легко сломать все планы и взвинтить инфляцию в стране до двузначной отметки».
Годовой показатель роста потребительских цен на 15 апреля составляет 7.83% и пока, увы, не демонстрирует желания опускаться. «Накопленная инфляция обгоняет показатели на аналогичную дату 2023 года. И существует риск и дальнейшего роста, особенно из-за сложившейся ситуации на рынке труда. Работодатели по-прежнему вынуждены конкурировать за своих сотрудников, повышая заработные платы в некоторых секторах экономики, что в итоге приводит к инфляции относительно прошлого года, – говорит финансовый советник, преподаватель экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Юлия Кузнецова. –
Вместе с этим, расходы государственного бюджета вырастут в текущем году на 30% – это своего рода эффект бюджетного импульса, о котором говорил министр финансов Антон Силуанов, что, кстати, в свою очередь негативно влияет на курс рубля. Таким образом, сегодняшнее инфляционное давление имеет под собой весомую базу. Ну, и инфляция производителей из-за импортного оборудования не изменят свой проинфляционный тренд. К тому же, мы живем в такое время, когда слишком много факторов, которые повышают тревожность у потребителей и создают сложности у поставщиков».
О чем все это говорит? О том, что пока причин снижать ставку у Регулятора нет. По словам Юлии Кузнецовой, ее скорее всего оставят на текущем уровне – 16%. При этом для потенциального снижения ставки в будущем необходимо зафиксировать существенное замедление роста цен и сокращение объемов потребительского кредитования. А у нас годовая инфляция превысила 7,8%, а объемы потребкредитования в I квартале предварительно выросли на 3%. Сегодня фундаментальные основы для повышенной инфляции в России остаются.
По словам заведующего кафедрой финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России Александра Цыганова, некоторые из факторов, которые влияют на инфляцию и опосредовано на ключевую ставку не имеют экономической природы. «Рост зарплат и потребительского кредитования на фоне существенных инфляционных ожиданий указывают на высокую вероятность сохранения или даже увеличения ключевой ставки, – говорит эксперт. – Структурные изменения национальной экономики на фоне значительных проблем на глобальных рынках, рост транзакционных издержек также не способствуют снижению ставки.
С другой стороны, налицо сложности с кредитованием промышленности, а значит и стимулированием роста экономики. Это каждый раз заставляет задумываться о необходимости снижения ключевой ставки, и в России есть авторитетные апологеты этой меры».
По словам Александра Цыганова, с учетом всех факторов ожидать значительного изменения ключевой ставки не следует, в противном случае это будет стратегическое решение, мотивированное не только экономическим анализом.