Иудеи отмечают Песах, праздник избавления от египетского рабства. Как традиции еврейской Пасхи соблюдаются в наши дни, телеканалу «Мир 24» рассказал раввин синагоги на Васильевском острове Санкт-Петербурга Хаим Толочинский.
Прежде всего с праздником весны, свободы, с днем рождения еврейского народа, так Песах иногда тоже называют. Песаху – 3500 лет. История его возникновения подробно описана в Ветхом Завете. Давайте коротко ее напомним.
– В двух словах. Начинается это с заключения союза с Пораз Авраамом, которому было обещано, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении 400 лет. После этого Бог их освободит и выведет с большим имуществом. Это было обещание Всевышнего. И действительно из этих 400 лет 210 находились в египетском рабстве, из которого вышли с освобождением. Это освобождение и называется праздником Песах. Мы празднуем освобождение, выход из Египта.
По датам Песах и Пасха располагаются близко друг к другу. А насколько корректно эти два праздника сравнивать?
– Я не уверен, что можно сравнивать их. Праздник, который мы празднуем, это праздник Исторы, один из трех праздников, когда каждый мужчина должен подняться в храм. Мы его празднуем в честь, как я уже сказал, освобождения из египетского рабства.
Теперь давайте о самом празднике. Он начинается с седера, праздничного ужина. Правда ли, что это самый торжественный из всех существующих обрядов в иудаизме?
– Сто процентов это очень праздничное событие, очень радостное и веселое, с одной стороны. С другой стороны, это не очень корректно, что самый радостный, потому что у каждого праздника есть духовная идея, и в этой идее каждый праздник является главным. И вечер седера, когда мы подробно рассказываем о выходе из Египта, это очень важное событие в жизни еврейского народа. Мы каждый день упоминаем о выходе из Египта коротко, утром и вечером. Но раз в году, на праздник Песах, в седер, мы рассказываем подробно о всех деталях и нюансах.
А что входит в седер? Это же сам порядок, я правильно понимаю?
– Да, седер – это порядок. Дело в том, что в этом порядке есть много нюансов и деталей. 15 элементов упорядочены определенным образом. Поэтому так и закрепилось название седер – «порядок»: употребление мацы и праздничная трапеза должны соответствовать правильному порядку.
Требования кошерности пищи, которому правоверные иудеи следуют, неукоснительны? Ежедневно в Песах дополняются большими ограничениями. Например, под запрет попадают блюда из мацы, не приготовленные специально к празднику. Почему?
– Дело в том, что Тора сосредоточена именно в законах Кашрута в отношении хамица, то есть квасного хлеба. Поскольку хлеб у нас везде, всюду крошки проникают, если мы что-то делаем неспециально для Песаха, то мы не следили за этим, не храним от хамица. И поэтому, возможно, что маца и блюдо, которое сделано из мацы, не приготовленное специально, могут быть не совсем кошерными для Песаха. Поэтому для Песаха мы делаем все отдельно и специально.
Маца – это, как известно, постная лепешка, единственная еда, которой питались во время исхода из Древнего Египта иудеи, евреи. И по древнееврейскому ГОСТу на приготовление должно уйти ровно 18 минут. С чем такой стандарт связан?
– Дело в том, что нам запрещено кушать эту неделю хамец, квасной хлеб. Маца – это тоже вода и мука. Только единственная разница, что маца выпечена за 18 минут, чтобы не начался процесс сбраживания, поэтому это опреснок, пресный хлеб. А хамец – это тоже самое, только при выпекании прошло больше 18 минут и начался процесс сквашивания – то, что нам запрещено. Получается, что маца и хамец близки по составу, практически идентичны. Но опреснок – это хлеб, выпеченный до процесса заквашивания, а хамец – после процесса заквашивания.
А какие еще, кроме мацы, с символическим значением блюда присутствуют на праздничном столе?
– Поскольку седер – очень жесткий порядок, в нем постановили вспоминать о многих вещах, которых сегодня у нас отсутствует. Например, горлышко птицы обжаренное намекает на пасхальную жертву.
Кстати, количество напитков тоже нормировано. Вино, виноградный сок, всего допускается четыре бокала. Чем это можно объяснить?
– Во-первых, может быть больше, но просто нормировано. В память о четырех выражениях освобождения, которые в Торе приводятся: «Выведу, освобожу, спасу и возьму». Поэтому постановлено в память об этих четырех выражениях, которые Всевышний записал, четыре бокала освобождения. Также в будущем, когда будет полное окончание освобождения, напиток с вишней будет поить нас четырьмя бокалами утешения. В память об этом уже сегодня мы пьем четыре бокала вина. Они нормированы. Внутри трапезы можно пить сколько угодно они в счет не идут, но именно четыре бокала надо обязательно выпить.
Какие духовные традиции на ваш взгляд, самое важное в Песах?
– Как я уже сказал, главная традиция – это кушать мацу и не кушать хамец. Хамец, сдобный хлеб, поскольку он поднимается, происходит процесс брожения, он намекает на гордыню, злое начало, высокомерие, негативные качества и свойства человека. И мы, например, кушаем мацу. Маца – это пресный хлеб, который не поднимается, такой тонкий, намекает на скромность, на самоустранение перед волей Всевышнего, то что мы устраняем свое «я» перед волей Творца, чтобы выполнить его волю, намекая на самые хорошие и добрые свойства.
Песах длится семь дней в Израиле и за пределами – восемь. С чем эта традиция связана и чем главный иудейский праздник заканчивается?
– Месяц может быть либо 29 либо 30 дней. Но, когда был храм, тогда нужно было, чтобы свидетели видели живую молодую Луну, пришли и свидетельствовали. Получалось свидетельство, и Верховный суд освящал месяц. Но были такие диаспоры далекие, что не успевали туда донести информацию. Поэтому на всякий случай праздновали два дня, то есть у нас есть еще восьмой день, а в зимнем Израиле празднуют, как по теории, ровно семь дней. Собственно, и заканчивается праздник.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира