От всесоюзной славы до забвения на родине. К 100-летию Донатаса Баниониса

10:00 26/04/2024
От всесоюзной славы до забвения на родине. К 100-летию Донатаса Баниониса

Он с детства мечтал стать актером, но окончил ремесленное училище. А на сцену попал благодаря целой серии случайностей. Для миллионов советских людей его герои стали воплощением благородства и интеллигентности, а некоторые – и примером мужества. 28 апреля исполняется 100 лет со дня рождения самого знаменитого литовского актера и режиссера, народного артиста СССР Донатаса Баниониса.

В кино актер создал восемь десятков ярких образов. Всенародную известность и любовь ему принесли роли в фильмах «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Приключения принца Флоризеля», «Гойя, или тяжкий путь», а также «Солярис». Рассказываем, благодаря чему Донатас Банионис попал на сцену, как он стал самым востребованным в СССР литовским актером и почему в юности подумывал о бегстве в США.

В честь 100-летнего юбилея актера телеканал «МИР» покажет целую серию посвященных ему программ и фильмов.

От всесоюзной славы до забвения на родине. К 100-летию Донатаса Баниониса
Кадр из х/ф «Приключения принца Флоризеля», «Ленфильм», реж. Евгений Татарский, 1979

Смотрите в пятницу 26 апреля х/ф «Сумка инкассатора» в 19:30 и х/ф «Приключения принца Флоризеля» в 21:30. А в воскресенье 28 апреля в 8:50 программу «Наше кино. Неувядающие. К юбилею Донатаса Баниониса».

«Черный человек»: тайна рождения будущего актера

Будущий знаменитый актер родился 28 апреля 1924 года в в Каунасе (Литва). Его родители были простыми тружениками. Правда, отец Баниониса Юозас происходил из зажиточного рода, но юношей он ушел из родного дома и поступил на службу в кадетский корпус императорской армии России. Молодой человек участвовал в Первой мировой войне, был ранен, в госпитале увлекся революционными взглядами и дезертировал из царской армии. Какое-то время он жил в Смоленске, где освоил портновское дело и впоследствии работал портным. Но главное – с 1917 года он был идейным коммунистом и был связан с коммунистическим подпольем. Из-за чего у него периодически возникали проблемы с литовскими властями.

Через год после октябрьской революции он вернулся в родную Литву, где встретил свою будущую жену, 18-летнюю Ону Блажайтите-Баненене. Она оказалась девушкой творческой и яркой, солисткой местного кружка художественной самодеятельности, Да и сам Юозас был человеком незаурядным, с богатым воображением и неуемным, совсем не литовским темпераментом. Молодые люди поженились в 1920 году и перебрались в Каунас, где у них родились сперва дочь, а потом и сын.

Про обстоятельства рождения Донатаса Баниониса его отец рассказывал такую историю. Малыш родился в маленьком деревянном домике Банионисов на Ратушной площади Каунаса, поскольку его маму не успели доставить в больницу для родов.

Когда подошло время и мама Баниониса приготовилась отправляться в больницу, кто-то громко постучал в окно их дома. Выглянув в окно, молодая женщина увидела совершенно черного и очень неожиданного в Литве афроамериканца. От испуга при виде «черного человека» у нее тотчас же начались роды. Так на свет появился Донатас Банионис – будущая звезда советского кинематографа. Впоследствии актер так и не смог выяснить, была ли эта семейная легенда правдой, или плодом неуемной фантазии его отца – великого балагура и выдумщика.

Как ученик ремесленной школы попал на профессиональную сцену

Семья, в которой рос Донатас, была небогатой. И, хотя мальчик еще со школы активно участвовал в художественной самодеятельности, о сцене он всерьез не помышлял.

В одном из своих интервью он рассказывал: «Я с детства любил играть. В школе уже с первого класса выступал в представлениях на Пасху, на Рождество. А еще я очень любил ходить в кино. Правда, семья наша была бедной, денег на билеты не было, но я все равно находил возможности проникнуть в зал.

Конечно о том, чтобы стать актером, я мог только мечтать. Заплатить за учебу в гимназии мои родители не могли. Поэтому отец решил, что после средней школы мне надо поступать в ремесленное училище». К тому времени родители Баниониса уже развелись и мальчик остался жить с отцом-коммунистом, который впоследствии женился повторно.

«Отец хотел отдать меня в слесари – это гарантировало стабильный заработок. Но там уже не было мест, зато в керамической школе оставалась одна вакансия. Туда я и попал», – рассказывал актер.

Банионис учился на керамиста и участвовал вместе с приятелем в художественной самодеятельности. Когда в Каунасе был создан любительский театр, оба пришли туда поступать. «Друга приняли, а я не прошел по возрасту. Мне было всего 14 лет, так что меня даже слушать не стали, – рассказывал Банионис. – И снова помогла судьба. Шел 1939 год, в Литву из Франции, где уже начиналась война, вернулся Юозас Мильтинис».

Именем этого знаменитого литовского режиссера сейчас назван один из драматических театров страны. И, хотя в те годы он был еще очень молод, но и тогда уже являлся довольно крупной фигурой в литовской культуре.

«Он учился у знаменитого французского режиссера Шарля Дюллена, – рассказывал о своем учителе Банионис. – Среди его друзей были Пикассо, Жан-Луи Барро (французский актер, режиссер – прим. ред.). Советская власть, пришедшая тогда в Литву, решила, что стране нужен новый театр. И предложила Мильтинису его возглавить.

Новый театр был создан на основе того самого любительского объединения. Но в Каунасе свой театр уже был, в Вильнюсе – тоже, Клайпеду к тому времени заняли немцы. Выбрали Паневежис, куда уехали Мильтинис и его труппа. В мае 1941 года они вернулись в Каунас показать первые постановки. Мой друг привел меня 17-летнего к Мильтинису. Режиссер пригласил меня на прослушивание, я ему понравился, и он сразу же предложил: завтра мы заканчиваем гастроли, садись с нами в автобус, и едем в Паневежис». Надо ли говорить, что юноша своего шанса не упустил, не смотря на то, что отец отнесся к идее скептически, да и образование ему пришлось оставить.

«Меня приняли в театр 1 июня 1941 года актером-кандидатом, дали комнату в общежитии, зарплату. Первые несколько дней мне было и весело, и грустно. Паневежис – маленький городок, а я привык жить в столице. Я ходил на уроки, которые устраивал Мильтинис. Он учил нас по своей актерской системе, которую привез из Парижа», – вспоминал актер.

Юозас Мильтинис считал, что главное в актере – это его личность. Чем глубже и одухотвореннее личность, тем более достоверен создаваемый на сцене образ. «Он учил нас постоянно анализировать, – рассказывал Банионис. – Анализировать все: прочитанные книги, увиденные спектакли, подсмотренные жизненные ситуации. Он говорил, что профессиональный артист обязан быть в хорошей физической форме и знать хотя бы один иностранный язык». Режиссер заставлял студийцев учить иностранные языки, носить смокинг, рассказывал им об архитектуре, поднимал их общий культурный уровень.

Он добивался от коллег самостоятельности: актер должен сам найти смысл того, что делает, вложить в образ свои идеи. В искусстве нет никаких рецептов и правил, говорил он, но есть этические и моральные требования. Вот в такую уникальную творческую среду окунулся юный Банионис.

Немецкая оккупация и планы бегства в США

Молодой актер не прослужил в театре и месяца, когда началась война. В Литву пришли немцы. Впрочем, все годы немецкой оккупации Паневежский театр не закрывался. Впоследствии Донатас Банионис вспоминал, что ужасы оккупации не коснулись его лично. Он был молод, очень хотел играть в театре и получил такую возможность. Молодой человек буквально жил на сцене!

Мало кто знает, что в самом конце войны актер под влиянием своих коллег чуть не эмигрировал в США. Впоследствии он вспоминал, что в 1943–1944 годах множество литовцев уезжали в Америку. «Бежали потому, что боялись возвращения большевиков. Пытался бежать и я, но не успел – границы закрыли. Так что в США я впервые попал в 1980 году – в Чикаго существует большая литовская диаспора». К тому времени Банионис уже был знаменитым актером. За его плечами были роли, сделавшие его звездой экрана. Посмотрев, как живут его соотечественники, он убедился, что правильно сделал, когда остался в СССР.

«Конечно, они жили богаче, чем мы, хотя бежали из Литвы в одних рубашках. Но какой ценой им это богатство далось! Они выезжали на работу в пять утра, возвращались домой, валясь с ног от усталости, выпивали стакан виски – и спать. И так из года в год! Кто-то стал инженером, кто-то работал на заводе по производству жевательной резинки или кока-колы. Но никому из них не удалось стать актером. А ведь среди тех, кто уехал, были очень талантливые люди! Самое большее, что они смогли сделать, – это устроиться дикторами на «Голос Америки».

Мне тоже предлагали там работу, но я отказался. Посмотрел я на это и понял: как хорошо, что мне тогда не удалось убежать! Ну купил бы я автомобиль на несколько лет раньше, был бы у меня дом вместо квартиры. Но меня богатство никогда не интересовало – не привык я к нему. Да, у литовцев в Америке было больше денег, но духовная жизнь была богаче у меня!»

От всесоюзной славы до забвения на родине. К 100-летию Донатаса Баниониса
ТАСС

«Глаза должны быть молниеносные. Уши – бешеные!»

Донатас Банионис сыграл на сцене Паневежисского театра около ста ролей, К сожалению, не все театралы страны имели возможность оценить его великолепный стиль игры и многогранность таланта театрального актера. Ведь далеко не каждый в те годы мог поехать в Литву, чтобы посмотреть его игру. Между тем, она того стоила: пластичность и актерское мастерство позволяли ему работать вне одного амплуа и воплощать на сцене диаметрально противоположные характеры. Ему были подвластны и глубокий драматизм, и лирика, и буффонада.

Среди его театральных ролей почтмейстер Шпекин (1946, «Ревизор»), Павел Корчагин (1952, «Как закалялась сталь»), доктор Дорн (1954, «Чайка»), Тесман (1957, «Гедда Габлер»), Лебедев (1959, «Иванов»), профессор Норман Тэйер (1996, «У золотого озера»), композитор Иоганн Себастьян Бах (1999, «Возможная встреча»).

О работе актера критики писали: «Донатас Банионис играет удивительно. Такая художественная властность в этом строгом и точном рисунке, такая ни на минуту не нарушаемая сосредоточенность, что уже одно это завораживает».

Одна из наиболее значимых его ролей – Эдгар в «Пляске смерти» Стриндберга. Любовь-ненависть, которое герой испытывал к своей жене, приводит его к жестокой и бессмысленной психологической дуэли с ней. Критики писали, что Банионис играет крайне экспрессивно, почти инфернально.

Актер вспоминал, что на репетициях этого спектакля режиссер Юозас Мильтинис кричал: «Глаза должны быть молниеносные. Уши – бешеные. Уши Мефистофеля!»

С 1980 по 1988 год Банионис был главным режиссером и художественным руководителем Паневежского театра. Всего же в Драматическом театре Паневежиса он проработал 60 лет и уволился оттуда 1 января 2001 года по причине пенсионной реформы в Литве, согласно которой пенсионеры, продолжающие работать, должны либо уйти с работы, либо лишиться пенсии.

Космический путешественник, разведчик и убийца

В кино Банионис дебютировал в 1959 году в фильме «Адам хочет быть человеком». Образ хитрого, двуличного авантюриста Даусу он сыграл на грани психологической достоверности и острой экспрессивности, чем сразу приковал к себе внимание режиссеров. Вторая роль актера – в фильме «Никто не хотел умирать» о борьбе советской власти с бандами лесных братьев – принесла ему приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах и Государственную премию СССР.

После этой работы Баниониса стали приглашать сниматься крупнейшие киностудии страны – «Мосфильм» и «Ленфильм». Правда, прежде чем актер получил у российских режиссеров главные роли, он снялся в нескольких эпизодах, в том числе в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». В нем актер сыграл роль прибалтийского пастора, которому Юрий Деточкин продает автомобиль. Интересно, что только в этом фильме зрители могут услышать подлинный голос Баниониса, с характерным для его речи литовским акцентом. Во всех других кинофильмах из-за этого акцента его озвучивали российские актеры. Среди них Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, Владимир Заманский, Георгий Жженов, но чаще всего экранный Банионис говорит голосом Александра Демьяненко – кинематографического Шурика.

Свою звездную роль Банионис получил в конце 60-х в картине «Мертвый сезон», где он сыграл советского разведчика Константина Ладейникова. Это была первая советская картина о наших разведчиках, снятая еще за пять лет до Штирлица. Фильм имел невероятный успех, хотя режиссер этого фильма Савва Кулиш пошел на риск. Он отказался от внешних эффектов и ушел от принятых в то время представлений о киногерое-разведчике. Вместо рослого красавца, каким представлялся супергерой в кино, он снял неброского Баниониса, который показал работу резидента как совокупность интеллектуальных усилий, терпения и чувства собственного достоинства.

Существует легенда, что фильм «Мертвый сезон», который в конце 1960-х посмотрели все школьники того времени, повлиял на выбор профессии будущего российского президента. Владимир Путин пошел в разведку, вдохновившись образом Константина Ладейникова. Донатос Банионис рассказывал, что при личной встрече с президентом спросил его об этом, и Путин, рассмеявшись, подтвердил, что это правда.

Интересно, что роль советского разведчика легла в основу кинематографического амплуа Баниониса. Его герой мог быть кем угодно – клерком, герцогом, великим художником или крестьянином – но, как правило, это был совестливый, серьезно мыслящий, глубоко порядочный человек – подлинный интеллигент в широком смысле этого слова.

Случалось Банионису играть и злодеев. Среди них, например, таинственный и зловещий Клетчатый из фильма «Приключения принца Флоризеля», фанатичный садист, фашистский полковник Титель в картине «Факт», которого актер сыграл остро и жестко. А также – неприметный с виду Митрич-Колобок из фильма «Змеелов», воротила подпольного бизнеса, который в исполнении актера по-настоящему страшен.

Герои Баниониса часто внешне скупы на эмоции, жесты и действия, немногословны, сдержаны, обманчиво спокойны, будто глубоко погружены в себя. Но вместе с тем, они приковывают к себе внимание зрителя, как магнит. Дело в особой внутренней напряженности, эмоциональной сфокусированности, которыми актер умело наделял своих героев.

Вершиной его творчества многие критики считают роль Криса Кельвина в фильме Тарковского «Солярис». Так вот, самые пронзительные эпизоды «Соляриса» – те, в которых Банионис неподвижен и молчит. Талантом молчать столь выразительно и столь эмоционально насыщенно отличаются лишь единицы актеров.

«У Донатаса очень хорошая творческая судьба, – говорила о нем Наталья Бондарчук, сыгравшая в «Солярисе» жену главного героя. – Он сыграл замечательные роли, и нигде не дал слабину, хотя зачастую уж очень критично к себе относился». Актриса вспоминала, что человеком он был очень скромным, при всей его невероятной известности. Сперва он не верил в успех»Соляриса» и говорил: «Я не ожидал, что эта картина будет играть такую роль в моей жизни!»

От всесоюзной славы до забвения на родине. К 100-летию Донатаса Баниониса
Mosfilm/Zuma/ТАСС

«Великий Мастер! Каждая роль – шедевр!»

Всего в фильмографии Баниониса – около 80 ролей. В СССР его имя было известно всем, а после распада Союза в родной Литве о нем почти забыли, и даже на улицах Вильнюса перестали узнавать. Актер рассказывал в одном из интервью: «Здесь вообще не знают, кто я такой. Вот недавно я заходил в одно учреждение, представился, что я Банионис. Меня спросили: а кто вы? Я говорю: актер. А как ваша фамилия пишется? Они не знают даже, как моя фамилия пишется. А это чиновники!»

Впрочем, в России актер был по-прежнему востребован и в 1990-х, и в 2000-х, сыграл около десятка ролей в фильмах и сериалах. Его последняя роль в кино – русский генерал Муравьев в фильме «Горячее сердце», снятом в 2011 году, а спустя три года его не стало. Но российские зрители продолжают любить Донатаса Баниониса. Вот всего несколько отзывов о нем.

Великий Мастер! Каждая роль – шедевр! Преклоняюсь перед талантом и гением выдающегося актера, который творил в феномене под названием Великое многонациональное советское кино! Помним и чтим!

Очень люблю этого актера и рада, что в нашем отечественном многонациональном кинематографе были такие таланты, как Донатас Банионис. Он имеет свое лицо, свои неповторимые краски, позволяющие сделать каждую роль особенной, непохожей на предыдущую и последующую. Он был честен с нами, зрителями, до конца и за это я его уважаю.

Незабываемый и любимый! Пример для молодого поколения актеров – как он великолепно держал паузу, мог быть серьезным, комичным, коварным, каким угодно! Конечно, помним.