История одного сражения: как снимали фильм «Горячий снег»?
О фильме Гавриила Егиазарова, вышедшем на экраны в 1972 году, часто говорят: «Это и есть суровая окопная правда». Лучшей похвалы для картины, которую снял бывший фронтовик, пожалуй, и не придумать. Классика советского кино и одна из самых пронзительных лент о войне – «Горячий снег». Как снимали героическую драму? Почему главной локацией для кинопроизводства оказалась морозная Сибирь? И зачем нужно было лепить сугробы из нафталина? Обо всем, что осталось за кадром, расскажем в материале MIR24.TV.
Без лишнего пафоса
«Горячий снег» – это история одного сражения, которое предопределило исход всей Великой Отечественной войны. В центре сюжета – кровавый эпизод Сталинградской битвы, получивший название «Котельниковская операция».
Вопреки ожиданиям, в фильме Гавриила Егизарова нет лишнего пафоса. Как нет его и в одноименном романе Юрия Бондарева, который лег в основу сценария. И автор книги, и режиссер сами прошли через Сталинградскую битву, поэтому создали фильм с невыдуманными героями, которым действительно веришь с первых минут и до последнего кадра.
Хаос войны, затянутое пороховым дымом поле, пламя подбитых танков, взрывы бомб…. Сцены сражений пугают без спецэффектов. А снег не пачкают красной краской, чтобы объяснить, почему его называют горячим.
Сибирские декорации для битвы под Сталинградом
Снимать эту невероятно правдивую историю было решено в Новосибирской области. По расчетам кинематографистов, край с самыми снежными зимами должен был стать идеальной локацией для натурных съемок. Кроме того, для фильма нужна была техника, и Сибирский военный округ обещал обеспечить группу всем необходимым.
К постройке декораций привлекли солдат-срочников. Так, накануне съемок на окраине рабочего поселка Чик появилась импровизированная «деревня» с дощатыми домиками и церквушкой, которые впоследствии эффектно взрывались и горели в кадре. Сюда же согнали десятки танков и пушек, из военных загашников достали сотни автоматов и солдатское обмундирование.
Далеко не весь инвентарь удалось найти на месте, многое везли из Москвы. Например, всю пиротехнику для взрывов и живых лошадей. Тридцать специально обученных скакунов привезли по железной дороге двумя вагонами прямиком с конного батальона при «Мосфильме». В киношной деревне животных разместили в земляных конюшнях, которые отапливались, чтобы породистые «артисты» не замерзли.
Мыши в золе и снег из нафталина
Сибирская зима оказалась беспощадной к кинематографистам. В тот год стояли редкие морозы, столбики термометров опускались до отметки минус 40 градусов. Между дублями актеры бежали согреваться в «теплушки» – деревянные вагончики с печным отоплением. Но если людям было под силу выдержать морозное испытание, то аппаратура предательски ломалась. Режиссер был вынужден несколько раз останавливать работу и дожидаться из Москвы запасных деталей.
Местные жители жалели артистов, которые ходили по площадке в одних шинельках, и часто приносили им в качестве гостинцев горячие пирожки и жареную курицу. Некоторые очевидцы до сих пор вспоминают, какой неимоверный грохот разносился по поселку во время съемок батальных сцен. В такие дни из соображений безопасности селян просили снимать антенны с крыш и не выпускать детей на улицу.
По просьбе кинематографистов пришлось добывать и снег. Сибирская зима, как назло, выдалась совсем не такой снежной, как ожидалось. Сугробы «собирали» по полям и довозили к месту кинопроизводства. Ситуация усугубилась с приходом весны. Закончить работу до потепления не успели – уже в марте снег превратился в ручьи. Производство финальных сцен было решено перенести в Подмосковье. Чтобы воссоздать зимнюю атмосферу, на площадку привезли целую машину нафталина, известки и мела. Запах был ужасный, но зрители подмены не заметили.
Билет в большое кино
Актерский состав пронзительной драмы подобрался впечатляющий: Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Вадим Спиридонов, Николай Еременко-младший – все они уже успели сняться в нескольких картинах до этого проекта. Однако для некоторых артистов «Горячий снег» оказался пропуском в большое кино. Так, благодаря эпизодической роли старшины Скорика, начинающего актера Владлена Бирюкова заметили режиссеры и стали приглашать в другие фильмы.
Поиском подходящих кадров среди новосибирских актеров занималась помощница режиссера Валентина Щапова. Она приехала в город перед съемками и ходила по местным театрам, смотрела спектакли, знакомилась с артистами, приглашала их на пробы в Москву. На премьере постановки «А зори здесь тихие» она заметила исполнительницу роли Лизы Бричкиной – Тамару Седельникову. Девушке сразу доверили главную женскую роль в картине Егиазарова.
Картина принесла актрисе популярность и любовь зрителей. Несмотря на это, Тамара в большом кино больше не снималась. Она вернулась в родной театр, где работает по сей день в звании заслуженной артистки России.