Как проходит Центральноазиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»?

19:42 15/05/2024

Столица Башкортостана принимает четвертую Центральноазиатскую конференцию Международного дискуссионного клуба «Валдай». Какие темы стали главными в обсуждении экспертов, телеканалу «МИР24» рассказал председатель Совета фонда развития поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицский.

Центрально-азиатская конференция «Валдай» проходит лишь в четвертый раз. Почему в качестве места проведения выбрали в этом году Уфу?

Смотрите, вопрос полностью относительный. Для некоторых живых существ четыре года – это полный цикл жизни. Да и для человека это приличный срок. Иногда 1/20, иногда и большая часть жизни. Так что четыре года, я бы не стал приуменьшать значение. Тем более, что за эти четыре года много чего произошло.

Почему Уфа? Потому что каждый год мы собираемся в той точке, которая в каком-то смысле соединяет экономически, культурно, исторически, философски, цивилизационно Россию и Центральную Азию. Это Томск, это Южная Сибирь, это Нижний Новгород, это Казань и Уфа. Уфа, кроме всего прочего, имеет огромный объем связей со странами Центральной Азии, большую и серьезную торговлю, много очень контактов на самом разном уровне, поэтому в каком-то смысле мы прагматически стараемся сделать так, чтобы эксперты из стран Центральной Азии встретили экспертов из соответствующих регионов. В данном случае Башкортостан – замечательный регион, очень развитый, со своей интеллектуальной элитой, глубоко погруженной в самые разные вопросы современного бытия и истории. Поэтому выбор Уфы закономерен, удобен и дополнительно полезен и для экспертов из Центральной Азии, и для экспертов из Башкортостана, которые вместе с костяком Валдайского клуба отчасти принимали участие в конференции.

По сравнению с прошлогодней конференцией в Томске состав участников изменился? Какие интеллектуальные силы сегодня в Уфе сосредоточены?

Знаете, это в основном представители Китая, Индии, других сопредельных стран, естественно, самих стран Центральной Азии – Узбекистана, Пакистана, Таджикистана – и России. Радикального изменения с предыдущим годом нет, но, конечно, есть существенное обновление, потому что жизнь не стоит на месте. Появляются новые люди, растут эксперты. Есть люди-ветераны, которые с нами давно, а есть новые люди, которые только один раз участвовали. Есть люди, которые участвовали во всех четырех конференции. Но радикального обновления нет. Это представители академического сообщества стран Центральной Азии, руководители разных экспертных центров, университетов.

Тема нынешней конференции – «Россия и Центральная Азия. Развитие и безопасность в меняющихся мировых реалиях». Какие темы стали самыми обсуждаемыми, вызвали самые бурные дебаты?

Развитие и новые реалии и стали самым обсуждаемыми темами, потому что они касаются всего. Касается воды, которая является существенной темой для этого региона, касается климата, касается безопасности, касается отношений с Афганистаном, касается всех тех сложностей, в которых живет современный мир. Понимаете, мы правда сейчас конструируем новый мир, и страны Центральной Азии и Россия вместе участвует в конструировании этого мира.

Не стоит себя обманывать, каких-то абсолютно идеальных отношений в мире не существует. Есть свои сложности, есть свои предвзятости, есть реально такие непростые проблемы, но вместе с тем есть желание как-то строить мир таким образом, чтобы каждая страна, каждое общество имело возможность выбирать свои пути и гармонизировать отношения с окружающими.

В нынешнее время это непросто, нетривиально, потому что мы видим, что в мире много ожесточения, много конфликтов. Западные страны пытаются всячески ослабить Россию, играют против нее, давят на те же страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии живут в мире, где с одной стороны Китай, с другой стороны Индия, с третьей Россия, Иран, Пакистан. Много что есть вокруг. Все это очень непросто завязано друг на друге. Поэтому сама по себе ситуация очень динамичная, очень развивающаяся. Если говорить о каком-то оселке, главный нерв этой конференции – это желание обеспечить развитие в более-менее гармоничным способом.

Это были жаркие дебаты. Люди говорили по-разному. Было много острых высказываний. Кстати говоря, заключительное заседание, дискуссия, она была публичной, можно посмотреть, как там в течение полутора часов высказывались очень спорные соображения, как нам двигаться. Но вместе с тем, при том, что есть очевидные острые вопросы, есть и желание их решить, есть желание все-таки взаимодействовать так, чтобы мы добились, каждая из стран, каждое из обществ, того, чего хотим, и при этом находились бы в гармонии, ну или более-менее в согласии с окружающим миром.

Практически на каждой Центральноазиатской конференции много говорится о взаимодействии России и Китая, России и Индии. На этот раз эти темы тоже в центре внимания?

Понимаете, какая вещь. Китай играет чрезвычайно большую роль. Он очень серьезный игрок, который ведет свою линию. От позиции Китая многое зависит. Китай – очень важный источник денег, товаров, человеческой энергии, ресурсов самых разных во всей Евразии. Центральная Азия находится в Евразии. Это означает, что она во многом не может не задумываться и жить вне Китая. Да, самая протяженная граница Казахстана – с Россией, но есть и граница с Китаем, и мощное развитие прилегающих к Центральной Азии регионов Китая. Китай имеет свои виды на этот регион.

Индия тоже на подъеме. Это очень сильная держава, которая имеет свой интерес, тоже желает следовать своим путем, тоже не желает подчиняться никакому диктату. Вместе с тем, все эти страны, центральноазиатские, они не ищут ни с кем конфронтации, они ищут согласие. Вместе с тем они тоже не готовы поступать со своими интересами. Это такая сложная, очень интеллектуально переплетенная матрица современных политических реалий.

Вы всегда подчеркиваете, что дискуссии на конференциях «Валдая» – это не столько научное теоретизирование, сколько поиск практических решений. В этом смысле данная встреча насколько оказалась результативной?

Да, это все-таки поиск практических решений. Вместе с тем участники конференции спрашивали учителей. Это все-таки не политики, это не главы государства, это интеллектуалы, которые создают такую среду в своих странах. В этом смысле скорее есть архитекторы, а не строители.

Здесь задача в том, чтобы поднять проблемы, которые, правда, вызывают волнение, вызывают некоторое желание разобраться и как-то предложить какие-то ходы. Например, касаемо энергетики, это очень большая проблема. Я уже упоминал воду. Вода является важным, очень ключевым моментом для всех этих регионов. Реки текут из одной страны в другую, надо как-то управляться. Некоторые текут, извините, из Центральной Азии, например, в Афганистан, где свои власти, где свое представление. Какие каналы надо делать, как регулировать, как воду сберегать, если строить энергетику? Конечно, это практический вопрос, но он касается и эмоциональной сферы, и политической, потому что есть представители элит западных стран, которые старательно пытаются каким-то образом разрушить отношения России и стран Центральной Азии. Почему? Много-много сложностей.

Как думаете, в чем залог развития и безопасности России и Центральной Азии в меняющихся мировых реалиях? Что для этого необходимо?

Надо быть взрослыми, рациональными людьми, не поддаваться на эмоциональные провокации, понимать, что действительно нужно. Это самая большая проблема в жизни, не только стран, но и отдельных личностей, разобраться в том, что тебе все-таки на самом деле нужно, что хочешь сделать в этом мире и как ты хочешь прожить свою жизнь. Люди часто путаются, и элиты в этом смысле не исключение. Это вызывает проблемы, поэтому главная цель нашей дискуссии – в том, чтобы привлечь рациональных, трезвых людей, не скрывающих проблемы, умеющих о них говорить так, чтобы эти проблемы можно было обсуждать и искать решения.