Как гибель Раиси повлияет на расстановку политических сил в Иране?

18:58 20/05/2024

В Иране объявлен пятидневный траур по погибшим в авиакатастрофе президенту страны Эбрахиму Раиси и его спутникам. Кто займет место президента и как это повлияет на внутриполитическую борьбу за место духовного лидера страны, телеканалу «МИР24» рассказал генеральный директора Центра исследования современного Ирана Раджаб Сафаров.

Давайте для начала объясним, как устроена политическая система Ирана. Какое место занимает пост президента? В каждой стране президент это разная фигура по полномочиям и по власти.

Пост президента страны в политической системе Ирана – это практически уровень премьер-министра. Это глава исполнительного органа, поскольку по конституции Исламской Республики приоритетное место занимает духовный лидер. Духовный лидер определяет и внешнюю политику, и оборонную политику страны, стратегии развития и глобальные вопросы жизни общества, то есть совершается согласие администрации духовного лидера. Но функция президента огромная, практически вся исполнительная работа делается именно президентом, президент подписывает все международные соглашения и договоры, несет ответственность за экономическую политику, внешнюю политику и за все вопросы, которые касаются жизни и безопасности страны. Поэтому это фактически вторая ключевая фигура в стране.

Эбрахим Раиси президентом стал почти три года назад, в политике он намного дольше. Как политик чем он запомнился в Иране?

Было опасение, что он является религиозным деятелем. У него нет профессионального экономического высшего образования и нет политического опыта. И духовно-религиозная философия его будет превалировать над реальным прагматизмом, который должен быть у конкретного политика в взаимоотношениях с разными странами. Вот это опасение было. Но на удивление, когда Раиси стал президентом, он стал гениальным прагматиком, и решил очень многие вопросы, которые десятилетиями в Иране не были решены. Первым делом он хотел избавиться от западной системы градоустройства и образа жизни.

Например, очень многие жители Ирана, как и на Западе, снимали жилье, особенно в городских местах. А он пришел, сказал: я каждый год буду строить по одному миллиону апартаментов, то есть квартир. Не метров, а квартир. Поэтому почти за три года уже построено три миллиона, а к концу года будет четыре с половиной миллиона квартир. Три миллиона квартир, а не квадратных метров жилья. Это апартаменты, квартиры. По их стандартам, средний метраж апартамента – это 40−45 метров, минимально. Поэтому это громадная цифра, это практически страна, это гигантская строительная площадка. Более того, он смог выстроить очень хорошее отношение с соседними государствами. Он запустил очень много социальных программ, которые привели к улучшению и повышению жизни общества. Он назначил на пост министра иностранных дел талантливейшего молодого дипломата-международника Амира Абдоллахияна. На сегодня Иран очень авторитетное государство. ВВП Ирана в этом году будет расти примерно на 6,4% в условиях жесточайших санкций, в которых страна пребывает.

Что сейчас будет происходить? Если не ошибаюсь, по 131 статье иранской Конституции в случае смерти президента полномочия переходят его первому заместителю. В данном случае это Мохаммад Мохбер, но он же недолго будет исполнять эти обязанности?

Да, по конституции Исламской Республики должность президента будет выполнять вице-президент, он станет исполняющим обязанности президента. В течение 50 дней он должен организовать новые выборы президента. В указании духовного лидера было пожелание того, чтобы Мохбер мог быстро организовать эти выборы.

Как вы считаете, сам Мохаммад Мохбер на эти выборы пойдет? Или по закону есть ограничения, что он не может принимать участие в них?

Нет, таких ограничений нет. Я думаю, вполне возможно, что одним из кандидатов станет он сам.

Есть еще такое экспертное мнение, что смерть Раиси может пошатнуть баланс сил внутри Исламской Республики и одним из наиболее вероятных его преемников может стать спикер парламента Мохаммад-Багер Галибаф. Насколько подходящая кандидатура?

Раиси за очень короткое время стал народным президентом, всеобщим любимцем. И сейчас в Иране реальная трагедия, общенациональная трагедия. По нему плачут практически во всей стране представители разных политических секторов. Я не думаю, что после смерти Раиси ситуация будет расшатана, появится какая-то дестабилизация и несбалансированность в политическом плане. Волнения, демонстрации не ожидаются, поскольку сейчас страна пребывает в жестком трауре, причем народном трауре. Это не подсказки, указания сверху, а это именно народное. Я думаю, что господин Галибаф, нынешний спикер парламента Ирана, имеет наибольший шанс, если он будет выдвигаться на должность президента. Но если он станет им, это не означает, что курс погибшего президента будет иметь какие-то серьезные корректировки. Поскольку практически во всем и президент, и глава парламента были очень серьезными единомышленниками, и я думаю, что у господина Галибафа есть огромный практический опыт, он прагматик исполнительного характера.

Сейчас, после того как Эбрахим Раиси трагически погиб, сын нынешнего духовного лидера может стать его преемником?

Господин Раиси так позиционировал себя, что народ Ирана уже действительно видел в его лице не только президента при втором сроке, но и будущего наставника, лидера Ирана. И это по праву. Но сейчас уже конфигурация меняется. Я думаю, что если все было бы нормально без этой катастрофы, в следующем году на новых выборах снова победил бы Раиси, и Галибаф был бы председателем парламента. А через четыре года еще Галибаф стал бы президентом страны.

И действительно, сейчас уже абсолютно точно, что надо будет эту конфедерацию поменять, исходя из реалий, которые есть. На это буквально четыре года, и дай Бог здоровья духовному лидеру. Его состояние такое, что он может еще десятилетиями править в этой стране. У него очень хорошее отношение к России. Он всегда выступал за развитие, углубление, расширение ирано-российских отношений. И это для нас очень большой плюс, поскольку на этом направлении у нас все в порядке, мы имеем очень дружественную страну.