Эксперт оценил последствия массовых взрывов пейджеров в Ливане

17:42 19/09/2024

Две серии взрывов в Ливане. Если в первый день в руках у людей взрывались пейджеры, то во второй детонировали мобильные телефоны, рации и даже скутеры. По данным ливанского Минздрава, погибло не менее 20 человек, более 450 пострадали. О том, как могла быть организована эта масштабная акция и какие будут у нее последствия, телеканалу «МИР 24» рассказал аналитик рынка связи Эльдар Муртазин.

Даже для многих экспертов то, что произошло во второй день в Ливане, стало полной неожиданностью. А новая, вторая атака зачем была?

Это атака устрашения, терроризм. Пытались запугать людей, создать панику. Это все достаточно понятно.

В первый день были версии, что взрывались аккумуляторы, которые перегревались, и от этого они детонировали. Многие видели, как литиевые аккумуляторы взрываются и загораются. Но сейчас все говорят, что это заложенная взрывчатка. Хотя с аккумуляторами вроде бы тоже не все так однозначно. Так все-таки взрывчатка или хакерская атака на устройство?

Там не было хакерской атаки на устройство, потому что по тем ранениям, которые получали люди – таких видео и фотографий уже достаточно много – видно, что это взрывчатые вещества. Это достаточно мощная взрывчатка, несмотря на небольшой вес в 10−12 граммов. Это однозначно не аккумулятор. Ни один аккумулятор мобильного устройства не может дать такую энергию для того, чтобы был взрыв.

Тогда получается чисто технически и по затратам, взять первый день, там называлось количество пять тысяч пейджеров. Просто раскрутить, заложить эту взрывчатку, скрутить обратно и запечатать в коробку – это же огромная работа. Тут гаражной мастерской не обойдешься.

Это не такая сложная работа. Это два-три дня работы для подготовленного персонала. Персонал – пять-шесть человек. Стоимость такой атаки – 150−200 тысяч долларов. То есть на уровне государства можно говорить, что это не деньги. Так, как это делало государство, это действительно выглядит крайне легкой задачей. Просто никогда такого не было в истории человечества, чтобы минировали бытовые приборы. Пейджер – это бытовой прибор, им пользовались обычные люди.

Причем это массовое минирование и счет идет на тысячи.

Вся эта партия в пять тысяч штук была заминирована. Надо подчеркнуть, что она продавалась в обычных магазинах. И взрывы происходили не только у людей. Если пейджер был включен, то в магазинах происходили ровно такие же взрывы.

А как быть тогда с версией о том, что это не потом было сделано, а именно на стадии производства уже закладывалось? Как вы к такой версии относитесь?

Я негативно отношусь, потому что производство регламентированное и не имеет смысла делать такое производство. Конечно, возможно, что Израиль изначально создал производство, где они крутили пейджеры, рации и прочее. Хорошо, что это старые модели, их можно создавать десятками тысяч, тут нет проблем. Скорее всего, история в другом. До Ливана, до Бейрута товары поступают морем. Они идут полторы-две недели. До этого они остаются на складах, где никак контейнеры не контролируются. Вы можете забрать контейнер, поменять там все, что угодно, и вернуть обратно. Сам факт, что контейнер, товар есть, значит, все прекрасно. Его грузят на судно, судно доставляет его адресату.

Сейчас звучит очень много мнений о том, что увиденное в эти два дня в Ливане открывает новую страницу, новую эру, что у всего этого обязательно будут продолжения.

Я абсолютно с этим согласен. Мое личное мнение – перед нами акт государственного терроризма, выпускают джинна из бутылки. Сейчас стало понятным, что можно заминировать очень легко и просто большую часть бытовых устройств. Это не представляет труда. Уязвимым становится весь мир. И такие ситуации просто будут повторяться в другом масштабе в других странах.

При проверке заявлялось, что в пейджерах не обнаружена взрывчатка. То есть она не определялась стандартными средствами. Ящик Пандоры, получается, открыт.

Он уже открыт, и, к сожалению, мы столкнемся с такими террористическими атаками со стороны не государства, а тех или иных группировок.

То есть теперь это может происходить уже не только в Ливане, а в любой стране, где существует рынок «серых» гаджетов.

Это не обязательно «серые» гаджеты. Вплоть до того, что обычная чашка, в которую вы наливаете горячий чай, может в этот момент взорваться. Можно придумать массу применений. Другое дело, что до недавнего времени все придерживались неписанного правила – не выпускать этого джинна из бутылки.

Получается, что на фоне этих событий в Ливане сейчас очень многие начнут задумываться о производстве мобильной техники на своей территории даже хотя бы на уровне той самой отверточной сборки, когда приходят компоненты разобранные, а собирают их уже на месте. Лозунг «Покупай отечественное» становится национальным лозунгом безопасности.

И да, и нет, потому что компоненты все равно поступают из других стран, и эти компоненты можно минировать. То есть мы столкнемся с тем, что эта акция Израиля приведет к удорожанию всей техники, в первую очередь мобильной, потому что будут дополнительные проверки на то, что она безопасна. Причем проверки по всему миру, во всех странах.

То есть для абсолютной уверенности вся технологическая цепочка должна быть на территории одного государства. То есть от создания микросхемы печатных плат до сборки готового устройства.

Да, совершенно верно, только так.

Взрывы пейджеров в Ливане
В ближайшее время собирается заседание Совета безопасности ООН в связи со взрывами этих устройств в Ливане. Генсек ООН Антониу Гутерриш призывает запретить превращение гражданских устройств в оружие. В принципе возможно запретить это все?

Нет, это невозможно запретить, потому что, как мы видим, нормы уже существуют. Так как есть ограничения, есть конвенции не использовать бытовые гражданские вещи для того, чтобы наносить ущерб другим людям, наносить неизбирательные удары. Это неизбирательный удар против неограниченного количества людей. Там в первый же день погибла восьмилетняя девочка, она ни в чем не виновата. Она, естественно, не член «Хезболлы» или какой-либо другой организации. Это преступление, по-другому сказать нельзя.

Действительно, джинн выпущен из бутылки, обратно загнать его не получится. Это уже будет происходить?

К сожалению, да. Вопрос в том, как реагирует весь мир сейчас на эту атаку, потому что реакция необходима. Реакция не только осуждения, а реакция, чтобы подобное не повторялось, потому что мы начинаем жить в мире, в котором нельзя быть уверенным в том, что завтра ваша машина, например, не взорвется. Фактически электрокар – это передвижная бомба на колесах.

А с учетом того, как взрываются и горят те же аккумуляторы, если там будет взрывчатка, то дальше начнет работать тот же самый аккумулятор. Литиевый аккумулятор тоже дает взрыв изрядной силы.

Да, конечно.