Красота казахских девушек и женщин во все времена подчеркивалась особенным способом – украшениями. Они многое говорили о своей владелице. Возраст, статус, семейное положение… И, конечно, ювелирные изделия – это непросто украшения, а целое искусство, которое представляло богатейшую историю и культуру казахского народа.
Ювелирное мастерство казахов развивалось на основе традиций и обычаев народа, а знания и умения этого ремесла передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.
Чаще всего украшения выполняли из серебра и золота. Наибольшей популярностью всё же пользовались изделия из белого металла. А более богатые и знатные люди могли позволить себе украшения из серебра с золотым напылением.
Ювелирные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями – рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, жемчугом... Мастера изготавливали женские и мужские украшения, детали для одежды и головных уборов, декор для столовых приборов, посуды, музыкальных инструментов, оружия и других предметов обихода. Однако особым спросом пользовались украшения для представительниц прекрасной половины.
Сырға (серьги) всегда занимали особое место среди женских украшений и были неотъемлемой частью их повседневного образа. Одними из самых популярных форм были серьги в виде полумесяца, иногда с вырезанной звездой на внутренней стороне. Эти ювелирные изделия женщины носили с самого детства и на протяжении всей жизни. Оттуда и появилось огромное разнообразие их видов.
Среди серег выделялись треугольные серьги, которые служили амулетами, защищавшими свою обладательницу.
Были также остроконечные серьги, которые привлекали внимание своим изысканным дизайном, и черненые, создающие эффект старинного украшения. Лунные серьги символизировали связь с ночным светилом, а серьги с колокольчиками добавляли изящное звуковое сопровождение каждому движению. Не менее популярными были серьги, инкрустированные камнями, которые подчеркивали статус и красоту их владелицы.
Шекелік – это традиционные казахские украшения, которые носили у висков, прикрепляя их за петли головного убора или непосредственно за волосы. Эти украшения выделялись своей массивностью и богатым дизайном, что делало их особенно подходящими для торжественных случаев. В казахской культуре шекелік символизировали не только красоту и статус женщины, но и являлись частью культурного наследия, передававшегося из поколения в поколение. Они играли важную роль в национальных обрядах и праздниках, подчеркивая значимость и величие события.
Сақина (кольца) в казахской культуре играли важную роль и были неотъемлемой частью повседневных украшений. Исключение составляли массивные перстни, которые надевались только на торжественные мероприятия. Наибольшее распространение получили перстни со вставками из камня или стекла, что подчеркивало их эстетическую и символическую ценность.
Особое внимание привлекали перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса, называемые «Отау жүзік» («отау» – юрта, «жүзік» – перстень). Они символизировали дом и семейное благополучие. Ещё одной интересной разновидностью перстней были перстни в виде птичьего клюва, известные как «Құс мұрын». Птица в казахской культуре символизировала свободу и независимость, поэтому такие кольца носили незамужние девушки. Когда девушка выходила замуж, она забирала кольцо с собой, и в течение года её могли навестить старший брат или дядя. Если девушка передавала им «құс мұрын», это означало, что она стала полноправным членом семьи мужа.
Сакральное значение имели перстни «құдағи-жүзік» («кольцо сватьи»), которые символизировали единение двух семейных начал. Такие кольца часто дарили свахи свекрови в знак благодарности за покровительство и доброе отношение к невестке. Таким образом, казахские перстни и кольца были не только украшениями, но и важными символами культурных традиций и семейных ценностей.
Еще одним необычным, но очень красивым украшением является шашбау. В переводе с казахского означает «подвязывать волосы». Считается, что оно выполняло не только эстетическую, но и защитную функцию. Они были декорированы бусинами, колокольчиками, перламутровыми бляшками, серебряными и золотыми монетами, а также драгоценными камнями. Благодаря такому богатому декору, шашбау становились оберегами от злых духов: звеня при ходьбе, они защищали свою хозяйку от потусторонних сил и даже похищений.
К концам кос также крепились «шолпы» – массивные металлические подвески.
Алқа (ожерелье) – это украшение, которое женщины носят на шее и груди. В первозданном виде оно было круглой формы, но со временем его внешний вид изменился. Иногда его чеканили и украшали драгоценными камнями.
Еще одним излюбленным украшением казахских женщин является білезік (браслет). Они создавались различными методами, включая холодную и горячую ковку. Мастера использовали разнообразные техники для изготовления этих украшений, что позволяло создавать уникальные и изысканные изделия.
Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, что требовало высокой точности и мастерства. Другие браслеты сплетали из серебряной проволоки, создавая сложные узоры и декоративные элементы. Полые браслеты создавались методом дутья, при котором мастера формировали полую форму, что делало украшение легче и более удобным для ношения.
Несмотря на многовековую историю казахских украшений, эти изделия не теряют своей популярности сейчас. С каждый годом в Казахстане и далеко за его пределами их все чаще можно встретить на современных женщинах.
Автор текста и фото Майра Кенжебайкызы