«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

00:00 30/05/2024
микрофон МИР, боке
ФОТО : МТРК «Мир» / Игорь Медведев

Съемочные группы телеканала «МИР» освещают государственные визиты и масштабные мероприятия, работают в горах, на воде и в воздухе. Настоящий экстрим, преодоления, травмы – за кадром остается немало форс-мажоров. С каждых съемок наши коллеги привозят не только захватывающие сюжеты и колоритные программы, но и много интересных историй. Рассказываем о том, что скрыто от зрителей, но надолго запомнилось журналистам.

«Когда на чашах весов стоят чувства и профессионализм»

За плечами директора Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане сотни, а то и тысячи съемок сюжетов, программ, интервью. Вера Исмаилова входит в пул главы государства, освещает мероприятия государственной важности. За время работы было множество интересных историй и курьезных моментов, но больше всего ей запомнился случай с самой первой съемки, который произошел более 20 лет назад. Тогда Вера Исмаилова только пришла работать на «Мир» на должность корреспондента.

«Главный редактор дал нам задание сделать репортаж из дома-интерната, где жили дети с особенностями развития. Закончили работу с трудом, поскольку оператора детишки не хотели отпускать. Они решили, что он их отец. С криками «папа, папа» они бросались к нему, висли на штативе. Нам всем было не по себе», – рассказывает директор Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане Вера Исмаилова.

«Никогда не забуду именно первую съемку, когда на чаше весов стояли чувства и профессионализм, когда пришло осознание важности слов «объективность» и «беспристрастность»», – продолжает Вера Исмаилова

После было много всего – съемки в шахте, на границе, в воздухе и даже под водой, тогда журналистка впервые попробовала себя в роли водолаза.

Вера Исмаилова: «Наверное смешно было наблюдать со стороны, как я «погружалась» в воду –совсем недалеко от берега (но, благодаря мастерству оператора, на видео казалось, будто это происходит в центре водохранилища)».

«О рождении сына я узнал в командировке»

За уникальным материалом журналисты часто отправляются в дальние поездки. В филиале есть и свой рекордсмен по командировкам. Со съемочной группой «МИРа» оператор Бахтовар Бахруллозода объездил весь Таджикистан, побывал в соседних Странах Содружества. Снимал официальные и государственные визиты президента Таджикистана Эмомали Рахмона в города Европы, Азии и Америки. Однако самой запоминающейся стала поездка в Китай. Командировка в «поднебесную» совпала с важным событием в жизни Бахтовара.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

«У меня был день рождения. И как раз в это время был очень загруженный съемочный день. Уже после съемок, в гостинице я смог добраться наконец до телефона. На нем было множество сообщений и пропущенных звонков из дома, от родственников. Оказалось, что меня поздравляют не только с днем рождения. В этот день у меня родился сын!» –вспоминает оператор Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане Бахтовар Бахруллозода.

«По следам динозавров»

Горы в Таджикистане занимают 93% территории. На поиск уникальных природных достопримечательностей съемочная группа филиала отправлялась в знаменитые Фаны, взбиралась на самые высокие пики Памир-алая. А недавно творческому коллективу удалось пройти по следам динозавров в Ширкентском заповеднике. И это оказались одни из самых непростых съемок.

«Была жуткая жара. К тому же был месяц Рамазан, и все члены нашей съемочной группы держали пост. Гид сказал, что до следов динозавров идти буквально 40 минут, но в итоге дорога по горному серпантину заняла у нас более четырех часов, ведь поднять наверх нужно было и оборудование. Пост никто из нас не нарушил, но устали мы тогда сильно», – поделился воспоминаниями оператор Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане Парвиз Манонов.

«Гид сказал: такое не удавалось даже профессионалам»

Прошлым летом съемочная группа покорила свою самую большую высоту – три тысячи метров. Оператор и корреспондент отстали от гида, и покорять горные хребты им пришлось в одиночку, без воды и должного снаряжения. Пили из реки, на некоторых участках дороги местные жители одалживали местный транспорт – ослов. Однако по пути в условиях дикой природы удалось снять несколько сюжетов и ярких программ.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

«У меня камера, у корреспондента Карины Нарзикуловой тяжелый рюкзак с оборудованием. Остались совсем без воды. Пили из реки, благо вода там чистая. Но виды были неописуемой красоты. Мы, конечно же, все снимали, по пути находили героев, брали интервью, а стендапы писали, стоя буквально на краю бездны. Уже у озера нагнали сопровождающего, сняли озеро, спустились и уехали в Душанбе. Тогда нам сказали: такое не удавалось даже профессионалам, вы будто железные и вам не нужен отдых», – поделился оператор Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане Парвиз Манонов.

«Снежный плен»

Съемочные группы выезжают на съемки ликвидаций стихийных бедствий. Главный редактор Зарина Абдуназарова участвовала в ликвидации селей, камнепадов, лавин. Однажды сама чуть не стала заложником стихии.

«Пока мы снимали, как ликвидируют ЧС, позади нас сошла еще одна снежная лавина, перекрыв нам путь домой. Теперь пришлось и нам ждать, когда откопают дорогу. Когда мы спустились наконец с Фанских гор – именно там мы были, у меня оказался загар, как летом. А дело-то было в начале января. Мне не поверили, что это от снега», – вспоминает главный редактор Национального филиала Телерадиокомпании «Мир» в Таджикистане Зарина Абдуназарова.

«Общение с животным миром, который не всегда приветлив»

Часто на съемках журналистам приходится общаться с животным миром, который не всегда приветлив. В копилке – история о сбежавших во время стэндапа каменных куропатках, и ручной обезьянке, внезапно напавшей на корреспондента в кадре. Но больше всего казусов и травм связано с лошадьми.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

«Случай был на праздновании Навруза. Приехали мы в Муминобадский район на бузкаши (это древняя конная-спортивная игра). Там поле между гор, посеребренных снежком, много наездников, лошади паром дышат – красота. И вот начинается игра. И скакуны, разгоряченные азартом, как помчали в сторону нашей съемочной группы! Меня какая-то мужская рука в мгновенье ока закинула в ближайшую машину. А вот мой оператор пострадал. Конь копытом наступил ему на ногу, перелом был в области ступни. Это был наш легендарный Пулатов Рутсам Саидович», – вспоминает Зарина Абдуназарова.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

«На ходу осваивают новые профессии»

Фермеры, ремесленники, танцоры, профессиональные повара. Для полного погружения в материал журналисты примеряют разные профессии. Не все получается с первого раза, поэтому съемочные команды иногда идут на хитрости.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

На этом фото открытие тоннеля на высокогорном перевале, его ждала вся страна. Теперь добираться из одной части страны в другую стало быстрее, а главное – безопаснее. В кадре – директор таджикистанского филиала Вера Исмаилова одной из первых проезжает по новому пути на автомобиле. Однако водить она не умела. Сзади машину толкали, а руль незаметно страховала рука водителя филиала.

«Не вошло в эфир, но запомнилось надолго». Закадровые истории филиала телеканала «МИР» в Таджикистане

С бекстэйджей многих съемок можно создать нескучные зарисовки о выживании, путешествиях и о традициях. Некоторые случаи могут послужить сюжетом для комедий и ситкомов. Но самое главное, что благодаря форс-мажорам и даже казусам рождаются уникальные материалы, а зрители во всех красках узнают о стране – ее природе, людях, традициях и культуре. За всеми сюжетами и программами, вышедшими в эфир, стоит большой труд, масштабы которого не всегда можно понять, глядя в экран.