ЮАР и Индия страны БРИКС, в которых в этом году прошли парламентские выборы. И там, и там, партии власти с трудом одержали победу. В ЮАР впервые за 30 лет пришлось даже формировать коалицию, которая переизбрала на пост президента Сирила Рамафосу. А в Индии, где голосовал почти миллиард избирателей, партия Нарендры Моди победила в непростой борьбе. Несмотря на это, Моди в третий раз занял пост главы правительства, сообщает политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
Утро премьер-министра Индии начинается с йоги. После растяжки – медитативная прогулка. По гвоздям Нарендра Моди не ходит, но по воде обязательно! Асаны в массы! Посидел на коврике с народом и на трибуну.
«Йога, которая объединяет ум, тело и душу, сегодня играет важную роль в объединении мира», – отметил премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Еще 10 лет назад Моди лоббирует учреждение Всемирного дня йоги – 21 июня. Теперь и перед зданием ООН в США групповые занятия проводит такая вот дипломатия поз.
Для него это не столько физкультура, сколько духовная индуистская практика. Все по канону: даже перед подачей документов в избирком проводит ритуал на берегу священной реки Ганг.
И высшие силы его слышат! Правящая партия вновь побеждает в избирательном марафоне, что проходит аж в семь этапов и длится полтора месяца. Моди становится премьером в третий раз – раньше такое удавалось только Джавахарлалу Неру.
Нарендра Моди родился в 1950 году в маленьком городке Ваднагаре. Он третий из шестерых детей в семье.
«Его отец занимался чайным бизнесом, но чайным бизнесом на уровне его продажи за какие-то очень небольшие деньги в таких глиняных стаканчиках», – рассказал индолог Алексей Захаров.
Его история в духе индийского кино: премьер из трущоб. И действительно, в 2019 году Болливуд выпустил биографический фильм.
Семья Моди принадлежит к касте низкого ранга. Кастовая система появилась еще в Древней Индии. Высшие группы брахманы, то есть жрецы, и кшатрии, правители и воины. Далее вайшьи, торговцы и земледельцы, шудры, слуги и разнорабочие. Плюс неприкасаемые, самые бесправные. Коснешься их и будешь осквернен. Позже эти группы стали делиться на более мелкие. Особенно активно эту систему поддерживали и развивали колонизаторы-британцы, чтобы легче было управлять огромной территорией. После обретения независимости Конституция уравняла всех в правах официально. Но в реальности разделение остается до сих пор.
«На низовом, бытовом, уровне, особенно в сельской местности, все-таки когда заключаются браки, то родители жениха и невесты смотрят на кастовый статус будущего партнера своего отпрыска», – объяснил кандидат филологических наук, доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский.
«Структурированность общества, получение возможности занимать те или другие позиции, оно по-прежнему остается, и, в общем, уровень мышления людей, отношения друг к другу, то есть считывание, начиная от считывания имен, понимание происхождения, оно у индейцев закреплено на сознании», – добавил индолог Алексей Захаров.
Каста семьи Моди гханчи выше неприкасаемых, но относится к так называемым «отсталым классам».
«Традиционное занятие членов этой касты – это выдавливание масла из масличных культур, это низшая каста, это, в общем-то, неквалифицированный труд, очень непрестижный», – рассказал Борис Волхонский.
Моди заканчивает среднюю школу. И дальше – снова болливудский разворот. Семья находит юноше невесту вопреки его воле. И сразу после свадьбы Нарендра сбегает из дома, чтобы присоединиться к движению, которое запрещает своим членам вступать в брак.
Речь о Союзе добровольных слуг родины -самая массовая в мире некоммунистическая организация, она националистическая, индуистская. Появляется еще в 1920-х для борьбы с теми же британцами. Позже станет основой для нынешней партии Моди – Индийской народной, которая идет на выборы под лозунгом «Национализм – наше вдохновение. Развитие и хорошее управление – наша цель».
Вообще, индийский национализм – вещь особенная, поскольку объединяет самые разные этносы, а их в стране больше 150. Государственных языков два – хинди и английский. Плюс 22 официальных, их используют в регионах, закреплены в Конституции. А общее количество диалектов – 200.
«Конечно, житель Северной Индии, проживающий в поясе хинди, не будет понимать жителей Южной Индии, которые находятся в дравидской языковой семье, там тамильской, теологу и так далее. Они друг друга не понимают», – подчеркнула руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян.
Премьер и его партия призывают к консолидации на основе индуизма. Индуистов в стране 80%, но при этом более 13% –мусульмане. А есть еще христиане, сикхи и буддисты.
Моди становится популярным благодаря имиджу «человека из народа» – религиозного и патриотичного. В 2014-м он возглавляет список Индийской народной партии и побеждает. На новом посту Моди запускает масштабный экономический проект Make in India – «Делай в Индии!», а также физкультурный – Fit India и цифровой – Digital India.
«То есть перенос всех производств, уход от отношений, допустим, в той же сфере вооружения, от отношений «купи-продай» к отношениям, когда производители оружия переносят свое производство на территории Индии. Индия – один из лидеров в создании компьютерного программного обеспечения. Поэтому здесь, безусловно, есть целые города, например, Бангалор, который рассматривается просто как такой аналог американской Кремниевой долины», – рассказал Борис Волхонский.
Сейчас Индия – самая большая страна по численности населения. Миллиард 400 миллионов жителей! Третья в списке стран по объему ВВП. Темпы роста за прошлый год впечатляющие – 8%.
«Это действительно развивающаяся активными темпами страна. И еще есть один признак – это наличие среднего класса. Средний класс, который примерно приближается к 400 миллионам», – подчеркнула Татьяна Шаумян.
400 миллионов – это все американцы и британцы, вместе взятые. Но теперь в Индии, где каждый премьер обещает избавиться от наследия кастовой системы, по сути, новые касты появляются.
«Порядка 15% находится за чертой не просто бедности, а нищеты. Уровень образования, уровень грамотности в Индии официально считается где-то порядка 75%, но это грамотным считается человек, который может просто поставить свою подпись где-нибудь в нужном документе. Это не значит, что человек на самом деле грамотный», – объяснил Борис Волхонский.
При этом Индия – держава ядерная и космическая. Первый индийский космонавт Ракеш Шарма отправился на орбиту в 1984-м вместе с экипажем советского корабля «Союз Т-11».
Дружеские отношения между Москвой и Дели установились еще при Неру и Хрущеве. Тогда появился лозунг – «Индийцы и русские – братья!». СССР и оружие поставлял, и дороги помогал строить, и высокими технологиями делился. После развала Союза, конечно, многое изменилось, но сотрудничество теперь уже России с Индией продолжилось в самых разных сферах, включая оборонную. Моди традицию поддержал – неоднократно встречался с российским президентом Владимиром Путиным. В этом году лидеры поздравили друг друга с победой сразу после выборов. И, выражаясь официальным языком, подтвердили особо привилегированное стратегическое партнерство.
Индия не присоединилась к антироссийским санкциям, а по итогам прошлого года взаимный товарооборот вырос почти в два раза. Вместе с Россией Индия активно участвует в работе таких организаций, как ШОС и БРИКС.
«C другой стороны, Индия входит в некоторые такие альянсы, которые рассматриваются как либо несущие, либо имеющие антикитайскую направленность, как, например, Азиатско-Тихоокеанский квартет (QUAD) – США, Япония, Австралия, Индия», – рассказал Борис Волхонский.
Нарендра Моди во внешней политике общается и с Западом, и с Востоком. Для настоящего йога главное – баланс.
По сравнению с прошлыми выборами правящая партия часть голосов потеряла. Для формирования правительства теперь вынуждена создавать коалицию. Но сам Моди в плане популярности по-прежнему вне конкуренции. Он все тот же «человек из народа», «свой парень». Ездит по бедным районам, дегустирует чай.
Детей нет, про супругу не упоминает – мол, женат на Индии. И к богатству, похоже, равнодушен. Декларирует имущество на 30 миллионов рупий, то есть 32 миллиона рублей. Это, конечно, не нищета, но на олигарха не тянет.
«Некоторые могут назвать меня сумасшедшим, но я убежден, что Параматма, бог, послал меня с определенной целью. Как только цель будет достигнута, моя работа будет окончена. Вот почему я полностью посвятил себя богу», – отметил премьер-министр Индии Нарендра Моди.
В свои 73 он полон энергии. На покой, в нирвану, еще явно не время. Моди продолжается крутиться в колесе мировой политической сансары, практикуя два классических вида йоги: бхакти, то есть преданного служения, и карму, то есть йогу действия.
Читайте также:
- Парламент Непала вынес вотум недоверия премьер-министру
- Эмомали Рахмон поздравил Нарендру Моди с переизбранием на пост премьера Индии
- О чем пишут мировые СМИ: переизбрание Моди и извержение вулкана в Индонезии
- Альянс Моди получил 292 из 543 мест в нижней палате парламента Индии
- Движение Моди выиграло всеобщие парламентские выборы в Индии
Подробнее в сюжете: Программа Вместе