Новые подростковые тренды – фурри и квадробика – разделили российское общество на два лагеря. Одни относятся к этому снисходительно, мол, «чем бы дитя ни тешилось». Другие опасаются негативного влияния подобных увлечений на детскую психику. Кто прав? Что скрывается за популярными молодежными движениями? И как вести себя родителям, чьи дети ударились в культуру перевоплощений? MIR24.TV обсудил эти и другие вопросы с психологами и педагогами.
Кто такие фурри и квадроберы?
Как отмечает психолог Елена Куфтяк, субкультура фурри – явление совершенно не новое. Она зародилась в 1980-х годах, и с тех пор существует как динамичное сообщество, которое оказывает влияние на культуру.
«К фурри принадлежит любой человек, кто проявляет большой интерес к антропоморфным (гуманоидным) животным. Некоторые фурри носят меховые костюмы или отдельные элементы образа животных (маски, хвосты, уши и прочее). При этом они не верят, что на самом деле являются животными, которых воплощают», – объясняет специалист.
По ее мнению, сообщество фурри предоставляет ребенку возможности для развития личности: «В подростковом возрасте важно принадлежать не только к формальной группе (ученический класс), но и неформальной группе (сообщество по интересам). Неформальное сообщество позволяет ребенку устанавливать равные отношения с другими представителями, усваивать нормы группы, находить свое место, проявлять себя в нестандартной обстановке».
Квадроберы – менее известная, но также существующая субкультура, связанная с фурри. О ней подробно рассказывает клинический психолог Элеонора Козлова: «Это люди, которые интересуются персонажами, представляющими собой гибриды животных и людей, часто с еще более акцентированными животными чертами».
«Квадроберы могут создавать персонажей, которые больше напоминают реальных животных, чем антропоморфные образы фурри. Эта концепция возникла в 2000-х годах, когда некоторые участники фурри-субкультуры начали проявлять интерес к персонажам, которые ближе к реальным животным по своей внешности и поведению. Эти персонажи сохраняли многие животные черты, такие как походка на четырех ногах. Отсюда и название – «квадроберы», то есть от слова «quadruped» – четвероногий», – объяснила спикер.
Почему это затягивает детей?
Увлечение подростков всевозможными субкультурами может быть связано с желанием уйти от ощущения нестабильности окружающего мира. Такого мнения придерживается психолог-педагог, руководитель Центра психологической поддержки в Москве Анна Рязанова. Она уверена, что в наши дни у людей массово проявляется чувство небезопасности. Это касается взрослых людей всех категорий, всех профессий, всех финансовых уровней. Это тревожное чувство, осознанно или нет, взрослые невербально транслируют на детей. В результате, как объясняет психолог, некоторые дети уходят в гаджеты и виртуальный мир.
«Другой момент – когда дети выходят на улицу. В рамках нестабильного и опасного мира придумывается виртуальная реальность, что ребенок – не человек, а животное или полуживотное. Он может ходить на четвереньках, не соблюдать нормы поведения в общественных местах. А когда люди начинают так себя вести, носить хвосты, они таким образом снимают с себя ответственность за человеческое поведение и решают вопрос собственной тревожности», – комментирует Анна Рязанова.
К слову, в этом и заключается опасность движения фурри, отмечает специалист. Оно формирует иллюзорную реальность, которая есть только у данной субкультуры, где люди превращаются в животных и не несут социальную ответственность.
Чем опасны такие увлечения?
Субкультуры фурри и квадроберов сами по себе не представляют опасности, уверена психолог Элеонора Козлова. Однако, как и в любой другой субкультуре, здесь могут возникать риски на стыке с основным социумом. Специалист перечислила эти моменты:
– Социальная изоляция. Увлечение может привести к изоляции от реального мира и социальной среды, что может негативно сказаться на психическом здоровье.
- Неподходящий контент. В некоторых кругах фурри и квадроберов может распространяться контент, не подходящий для детей и подростков, такой как порнография или насилие.
- Буллинг и осуждение. Участники этих субкультур могут сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны окружающих, что может привести к буллингу и психоэмоциональному стрессу.
- Проблемы с самоидентификацией. Постоянное использование персонажей для выражения себя может затруднить процесс формирования реальной самоидентификации, особенно у подростков.
- Эксплуатация и манипуляции. В некоторых сообществах могут возникать ситуации, где более опытные участники манипулируют новичками или используют их в своих интересах, что особенно опасно для молодых участников.
Запретят ли в России фурри?
Стремительно набирающие популярность подростковые комьюнити привлекли внимание российских чиновников. Так, детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец назвала движение фурри деструктивным, а уполномоченная по правам ребенка при президенте Мария Львова-Белова пообещала присмотреться к движению и принять в отношении него меры.
Однако о запрете новых течений речи пока не идет, считает адвокат Олег Матюнин. «Для запрета какого-либо вида совместной деятельности детей и подростков, как и любой социальной активности вообще, необходимо проводить его всестороннее изучение как «изнутри», так и «снаружи» с привлечением культурологов, психофизиологов, педагогов и других людей «в теме». Кроме того, нужно проводить криминологический анализ, выяснять, выступает ли данное явление питательной средой для социально опасного поведения», – объясняет он.
«С этими субкультурами пока нет никакой ясности. По своему происхождению они не являются криминальными. Полагаю, они станут действительно опасными, если под их прикрытием будут свершаться какие-то реально общественно опасные деяния. Например, уличные ограбления и теракты», – комментирует юрист.
Что делать родителям?
Представители старшего поколения редко с пониманием относятся к молодежным субкультурам. Однако если ребенок увлекся фурри или квадробингом – не стоит паниковать. Психолог Элеонора Козлова рассказала, как вести себя родителям, чьи дети стали примерять на себя роли животных:
1. Наладить открытый диалог. Поговорите с ребенком о его увлечениях. Узнайте, что именно его привлекает в этих субкультурах. Постарайтесь не осуждать, а проявить интерес и понимание.
2. Проинформировать ребенка. Объясните подростку возможные риски, связанные с социальной изоляцией и неподходящим контентом. Обсудите, как можно безопасно участвовать в этих субкультурах.
3. Выстроить границы. Установите правила и ограничения, касающиеся времени, проводимого онлайн, и типа контента, который ребенок может просматривать. Поддерживайте баланс между виртуальными увлечениями и реальными социальными взаимодействиями.
4. Поддерживать интересы. Поощряйте участие в других хобби и увлечениях, которые включают взаимодействие с реальными людьми. Это может помочь избежать социальной изоляции.
5. Следить за активностью. Регулярно проверяйте, чем занимается ребенок в интернете. Это можно делать ненавязчиво, чтобы не вызвать у него сопротивления.
6. Поддерживать психологически. Если вы заметили признаки тревожности, депрессии или социальной изоляции, обратитесь к психологу. Профессиональная помощь может быть полезной для поддержания психического здоровья ребенка.
Читайте также:
- Расчеловечивание или познание мира? Педагоги и законодатели разошлись в оценках квадробинга
- Мой ребенок увлекается квадробикой. Когда начинать паниковать?
- «Подростковые увлечения приходят и уходят»: психологи – о запрете молодежной субкультуры квадробинг
- Движение фурри: какие опасности подстерегают детей, вовлеченных в новую субкультуру?
- Уши, лапы, хвост - вот их документы: кто такие фурри?