Одной из самых знаменитых советских строек, Байкало-Амурской магистрали, исполнилось полвека. Сегодня БАМ продолжает активно строиться. В этом году завершается второй этап модернизации. Как она проходит и для чего нужна, телеканалу «МИР 24» рассказал заведующий московским отделом Института проблем транспорта Российской академии наук Владимир Цыганов.
В поздравительной телеграмме по случаю 50-летия БАМа Владимир Путин отметил, что БАМ помог открыть для отечественной экономики перспективные быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечил надежный транспортный маршрут для всей Евразии. Получается, со временем значение магистрали только выросло?
Совершенно верно. Со времен Николая II было понятно, что дорога на восток – это всегда стратегически большое приобретение для России, что богатство России, как говорил еще Михаил Ломоносов, будет порастать Сибирью. Соответственно, после того как нам фактически перекрыли транспортную инфраструктуру в Западную Европу, у нас возник императив поворота на Восток. И БАМ играет в этом важнейшую роль. Прежде всего надо сказать, что спрос на услуги БАМа, на услуги по транспортировке по БАМу, он превышает примерно в полтора раза нынешнее предложение. Сегодня, за последний период модернизации, пропускная способность, провозная способность БАМа, увеличена до 180 миллионов тонн, а реально спрос примерно в полтора раза выше. В первую очередь, за счет угля. Углем мы обеспечены спросом до 2040 года. И Кузбасс, который является крупнейшим производителем угля, фактически не может увеличить экспорт именно по причине ограничений БАМа. И это касается не только угля, а и всех остальных товаров.
Современная история БАМа началась в 2013 году, когда был утвержден план создания Восточного полигона железных дорог. И до 2022 года на магистрали проходил первый этап модернизации БАМ-1.0. Что тогда удалось сделать?
Мне довелось лично делать доклад на открытом правительстве в 2013 году, когда утверждался проект БАМ-1.0. Ключевые вопросы там были связаны со строительством большого количества вторых железнодорожных путей, потому что БАМ в основном до 2013 года был одноколейной дорогой. И, кроме того, Кузнецовский тоннель.
Дело в том, что стратегически, для того чтобы понимать, в каком направлении должна быть проведена модернизация БАМа и в будущем, в первую очередь нужно строительство вторых путей и вторых параллельных тоннелей. И в значительной степени удалось построить большое количество, более 280 разъездов, объектов инфраструктуры, объектов централизации, блокировки энергетических объектов. В значительной степени и был пущен Кузнецовский тоннель.
В этом году завершается БАМ-2.0, второй этап модернизации. По мнению экспертов, это самый актуальный проект в рамках Восточного полигона. Почему?
Да, безусловно. Дело в том, что, во-первых, в 2024 году объем проложенных железнодорожных путей на БАМе, начиная с 2013 года, сравняется с тем количеством путей, которые были проложены на первом этапе БАМа, начиная с 1974-го по 1984 год. Вы видите, какие здесь гигантские масштабы. А какие основные результаты БАМ-2.0? В первую очередь, это строительство вторых тоннелей, как я уже говорил. Это очень дорогостоящие мероприятие. И в конце следующего года будет закончен Дуссе-Алиньский тоннель длиной около двух километров. Уже сейчас произошла смычка строителей, которые идут с востока и с запада в этом тоннеле. Кроме того, будет построен, закончен тоже в 2025 году 2-й Байкальский тоннель. Но и проложено значительное количество вторых путей. Самые затратные – это тоннели. Тот и другой до конца стройки еще потребует по 50 миллиардов рублей.
Сегодняшний вклад БАМа в российский бюджет в составе Восточного полигона – это больше пяти миллиардов рублей. Как вы оцениваете эту цифру? И насколько сильно она может измениться в результате модернизации?
Дело в том, что здесь прямо пропорциональная зависимость. Чем больше будет провозная способность БАМа, тем больше будут доходы. Если сейчас спрос на услуги БАМа примерно в полтора раза превышает его провозную способность, он порядка где-то 270 миллионов тонн, соответственно, и доходы увеличатся в полтора раза, может быть больше, с учетом инфляции и других факторов. То есть можно ожидать, что на следующем этапе модернизации БАМа он увеличится до 8−10 миллиардов рублей с учетом инфляции.
Эксперты говорят, что особое значение модернизация БАМа получила в 2022-м, когда Россия анонсировала строительство Тихоокеанской железной дороги. Почему БАМ так важен для этого проекта?
Это очень интересный вопрос. Дело в том, что если посмотреть на карту географически, то значительно проще было построить Тихоокеанскую железную дорогу для того, чтобы выйти к Охотскому морю. Если мы представим себе карту, то от Улака, это станция, которая находится немножко восточнее Тынды, от нее можно было везти на Охотское море трассу длиной около 800−900 километров. И это было бы короче, чем если бы мы вели БАМ, как он сейчас идет через Комсомольск-на-Амуре, в сторону Ванина, где-то примерно в два раза. Но дело в том, что БАМ, как я уже говорил, носит стратегический характер в значительной степени. Еще раз повторюсь, Николай II, когда строили Транссибирскую магистраль, не думал о том, сколько это денег принесет. Все понимали, что это абсолютно необходимо для существования России, для защиты ее восточных рубежей. И точно так же сейчас БАМ необходим для существования России, для того, чтобы можно было экспортировать и импортировать товары в условиях, когда Запад нам перекрыл фактически транспортную инфраструктуру на Запад. Но Тихоокеанская дорога короче в два раза. И тот факт, что уже существует трасса Улак – Эльга длиной 333 километра, теперь осталось только проложить немножко меньше 500 километров, чтобы выйти к океану. Уже сейчас уложено около 300 километров этой дороги. То есть со строительством Тихоокеанской железной дороги возможности экспорта угля и импорта товаров резко увеличатся. Повторяю, БАМ несет стратегическую нагрузку, в том числе и оборонную, а Тихоокеанская дорога может изменить очень сильно провозную способность в нашу пользу.
Кстати, еще один фактор, повышающий роль современного БАМа, как отмечают эксперты, это освоение различных месторождений, которые находятся в зоне действия магистрали. Модернизация это учитывает?
Да, безусловно. Дело в том, что это действительно ключевой вопрос. Вы знаете, в Восточной Сибири у нас есть множество месторождений, которые не освоены, а про некоторые мы даже вообще не знаем. Это так удивительно, но у нас такая большая страна. И Восточная Сибирь – это настоящий кладезь полезных ископаемых, и они не осваиваются только потому, что нет хорошей железной дороги с хорошей провозной способностью. Как раз увеличение провозной способности, которая сейчас намечается, и Тихоокеанской железной дороги, и за счет основной трассы БАМа, оно, конечно, создаст условия для освоения этих месторождений.
Сейчас российские железнодорожники приступили к реализации третьего этапа развития Восточного полигона. Каким будет БАМ-3.0?
БАМ-3.0 будет к 2032 году. В принципе, можно ожидать увеличения провозной способности БАМа до 320 миллионов тонн. За счет чего? За счет, как я уже говорил, строительства вторых путей, в том числе вторых путей в тоннелях. И в первую очередь, второй Северомуйский тоннель. Это очень дорогостоящее мероприятие, стоимость более 500 миллиардов рублей. Но с его строительством фактически можно будет организовать двустороннее движение по всей трассе БАМа, а это даст революционный скачок в проводной способности.
Читайте также:
- О важности БАМа при строительстве Тихоокеанской железной дороги рассказал эксперт
- БАМ 2.0: как военные возводят вторую ветку железной дороги?
- Трасса дружбы и братства: БАМ в цифрах
- Игорь Левитин: Увязать БАМ с Северным морским путем – задача следующего десятилетия
- Владимир Путин поздравил россиян с 50-летием начала строительства БАМа
Подробнее в сюжете: Гости эфира