Олимпийское золото, прокат без музыки и знаменитые слезы: каким был путь непобедимой Ирины Родниной?
06:00 12/09/2024Советская фигуристка, обладательница трех золотых олимпийских наград, 10-кратная чемпионка мира и 11-кратная чемпионка Европы. Все это – несравненная Ирина Роднина. Самая титулованная спортсменка в истории парного фигурного катания 12 сентября празднует 75-летний юбилей. В материале MIR24.ТV – спортивный путь непобедимой Родниной.
Первые наставники
Будущая олимпийская чемпионка родилась в Москве в семье кадрового военного и врача. Впервые на лед Ирина Роднина встала в 1954 году на катке в столичном парке имени Прямикова. Тогда фигурное катание преимущественно развивалось на открытых аренах. С тех пор лед стал для нее настоящей страстью.
«Я свое будущее довольно рано связала со спортом. Трудно сказать, кто сыграл большую роль в моем выборе. Изначально на коньки меня поставил папа. Но папа служил, причем шесть дней в неделю. Тем более под Москвой, в Серпухове. А продолжение занятий – это уже достижение мамы. Валю (старшая сестра) загрузили музыкой и плаванием, меня отдали в секцию фигурного катания, и еще мама меня водила на хореографию», – вспоминала Роднина в автобиографичной книге «Слезы чемпионки».
Ее первым наставником был Яков Смушкин. Именно он заложил основы и помог подтянуть физическую подготовку. Потом Роднина попала в секцию фигуристов ЦСКА. В клубе с Ириной работали чешские тренеры – Соня и Милослав Балун. С 13 лет она стала выступать в паре с Олегом Власовым.
Позже партнером на льду был Алексей Уланов, с которым Роднина выиграла дебютные главные награды. Дуэт с ним образовался под руководством именитого наставника Станислава Жука. С того времени началось стремительное развитие карьеры фигуристки.
Золото Олимпиады: дуэт Роднина – Уланов
Роднина с Улановым стали мировой сенсацией. Пара дебютировала на первом международном турнире «Московские коньки» в 1966 году, а уже в следующем сезоне вошла в число лидеров фигурного катания в СССР. Спустя два года Ирина и Алексей были третьими на чемпионате СССР и получили вызов в сборную страны.
В 1969-м Роднина с Улановым отправились на Чемпионат Европы. Там советская пара показала невероятный темп катания, который был самым быстрым среди всех участников соревнований. А благодаря сложной программе и новым связкам советским фигуристам удалось стать лидерами стартов.
«Мы начали катать программу, сделали первую нашу комбинацию из четырех прыжков. Только мы приземлились после второго прыжка, публика сделала так: «У-ух!». И с каждым прыжком этот возглас нарастал. Когда мы делали вторую комбинацию, зал уже был целиком наш. Мы откатали технически чисто, но главное – эмоционально. Наше состояние совпало с эмоциональным состоянием публики. Такие выступления можно пересчитать по пальцам… Нам выставляют баллы, и я вижу, что высокая оценка, высокая!.. Нам сказали, чтобы мы готовились к награждению. Мы быстро зашнуровываем ботинки. И тут нас объявили первыми!» – рассказала Роднина в своей книге.
На Чемпионате мира в том же году они вновь поднимаются на высшую ступень пьедестала и становятся лучшими на планете. На зимних Олимпийских играх в Саппоро (Япония) дуэт опередил советскую пару – Людмилу Смирнову и Андрея Сурайкина – и завоевал золотые медали.
Уже в начале 1970-х годов Роднина прыгала комбинации из трех прыжков и двойные аксели. Сейчас это кажется обычным делом, но в те времена это было грандиозным успехом в мировом фигурном катании. Благодаря Родниной ведущие спортсмены мира имеют возможность исполнять подобные прыжки и придумывать еще более сложные поддержки.
Ирина Роднина каталась с Алексеем Улановым вплоть до 1972-го, после чего их пути разошлись. После Чемпионата мира Уланов начал выступать в паре со своей женой Людмилой Смирновой.
Золото Чемпионата Европы: дуэт Роднина – Зайцев
Ирина Роднина начала кататься с малоизвестным на тот момент фигуристом из Ленинграда Александром Зайцевым. Обладая хорошей прыжковой техникой, Зайцев быстро освоил сложные элементы.
Уже в первом совместном сезоне фигуристы стали чемпионами СССР, мира и Европы. Их высоко ценили во всем мире, а выступления отражали новые веяния в фигурном катании: каждая программа была насыщена уникальными компонентами.
На всех международных соревнованиях пара считалась фаворитами. Они показывали оригинальные поддержки, катались на фантастической скорости, демонстрировали идеальную собранность и согласованность действий. Каждое движение фигуристов было абсолютно синхронным.
Они могли кататься в любых условиях и каждый раз показывать непревзойденное мастерство. На Чемпионате Европы в Братиславе по техническим причинам отключилась музыка. Тренер пары Станислав Жук из-за бортика дал указание продолжать выступление. Роднина и Зайцев продолжили программу так, как если бы музыка звучала.
Именитая фигуристка потом часто вспоминала инцидент, вошедший в историю фигурного катания: «Мы докатали программу до конца, и я подъехала к рефери. Он мне говорит по-русски: «Вам засчитывать прокат или вы еще раз выйдете в конце? Или с середины, с того момента, где музыка остановилась?» Я: «Нет, я второй раз показывать произвольную не буду». Зал ревет, идет прямая трансляция на весь мир. Музыка же остановилась не по нашей вине».
На Чемпионате Европы в том же году вся судейская бригада поставила наивысшие оценки и отметили обе программы, как вершины фигурного парного катания. Советские фигуристы установили рекорд, получив самое большее количество наивысших баллов в рамках одних соревнований.
Совершенство на льду
Осенью 1974-го знаменитые фигуристы приняли решение уйти от Станислава Жука. Новым наставником стала Татьяна Тарасова, которая еще не имела серьезных успехов на тренерском поприще. Тренер привнесла в выступления спортсменов больше артистизма и художественной выразительности.
«Татьяна Анатольевна чуть ли не единственная, которая, насколько это можно, тобою восхищается... А в нашем мире, если ты получаешь такое ежедневное поощрение, оно дает тебе еще больше сил. У Татьяны Анатольевны долгие годы был девиз: давайте говорить друг другу комплименты. А я вообще не умею говорить комплименты, и, естественно, наши отношения были чисто деловыми», – делилась в интервью Роднина.
Фигуристы продолжили доминировать в мировом парном катании. Серия побед пары получилась благодаря насыщенным программам. Например, в произвольной постановке сезона-1974/75 фигуристы исполнили свыше 30 элементов, которые на многие годы опережали развитие парного катания, в том числе шесть сложных поддержек.
На Олимпийских играх в Инсбруке (Австрия) Роднина в паре с супругом Александром Зайцевым стала двукратной олимпийской чемпионкой, а в 1978-м – десятикратной чемпионкой мира. Сезон-1978/1979 спортсмены пропустили из-за рождения сына Александра.
Дуэт вернулся на лед через год и выиграл сначала чемпионат Европы, а затем и зимние Олимпийские игры в Лэйк-Плэсиде (США).
Последняя медаль
Выступлением на Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде дуэт завершил свою блестящую спортивную карьеру. Кадры чемпионки Родниной со слезами во время исполнения гимна на церемонии награждения стали одним из самых знаковых моментов той Олимпиады.
Она знала, что это ее последняя медаль. За свою карьеру Роднина стала трехкратной (1972, 1976, 1980) олимпийской чемпионкой, 10-кратной чемпионкой мира (1969-1978) и 11-кратной чемпионкой Европы (1969-1978, 1980). Больше не выигрывал никто, а такая же коллекция есть только у одиночницы начала ХХ века Сони Хени.
Роднина была настолько суперзвездой, насколько в советское время это вообще было возможно. После окончания спортивной карьеры работала тренером в СССР, а затем переехала в США. В Москву вернулась только в начале 2000-х. В настоящее время занимается общественной деятельностью, является депутатом Госдумы РФ.
Роднина внесена в Книгу рекордов Гиннесса как спортсменка, не проигравшая ни одного турнира в карьере. Менялись партнеры, тренеры, времена, неизменным оставалось лишь одно: если в парном катании выступает Роднина – это железобетонное первое место.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мир спорта