Цапчиха, Львиная Лапа, цыганка Ляля и другие женщины-главари банд в СССР и России

16:51 12/09/2024
Цапчиха, Львиная лапа, цыганка Ляля, «амазонка» и другие женщины – главари банд в СССР и России
ФОТО : кадр из сериала «Станица», 2013г., реж. В. Шевельков / Кинотелефильм, Кинокомпания "Профит"

На телеканале «МИР» стартует криминальный сериал «Станица». Актриса Нина Усатова сыграла в нем одну из главных ролей – «крестную мать» кубанской банды. Ее героиню в сериале зовут Надежда Волкова, но ни для кого не секрет, что прообразом этого персонажа стала мать главаря кущевской ОПГ Надежда Цапок по кличке «Цапчиха». А в самом сериале воплотилась трагическая история кубанской станицы Кущевская, которую целых 20 лет терроризировала банда Цапков.

Смотрите т/с «Станица» в воскресенье, 15 сентября, в 12:00 на телеканале «МИР».

Рассказываем о легендарной Цапчихе и других женщинах, которые вошли в историю СССР и России как главари самых жестоких и кровавых банд.

Цапчиха

Цапчиха, Львиная Лапа, цыганка Ляля и другие женщины-главари банд в СССР и России
Фото: Матыцин Валерий\ТАСС

На счету у банды – более 40 преступлений, более 19 потерпевших. История кущевской резни прочно вошла в учебники по криминалистике. А слово «Кущевка» стало именем нарицательным, как символ беспредела и жестокости. Надежда Цапок, или Цапчиха, как ее называли за глаза местные – мать главарей этой банды Сергея и Николая Цапков, более 15 лет терроризировавших жителей кубанской станицы. Банда известна грабежами, убийствами и сотнями только зарегистрированных изнасилований, в том числе несовершеннолетних, в Кущевском районе.

Предыстория кошмара такова: в начале 1990-х, когда все колхозы трансформировались в кооперативные земли, каждому сотруднику колхоза достался пай, то есть часть земли. Закон запрещал скупку земельных участков, но участники кооператива, ставшие теперь фермерами, могли обрабатывать ее сами, или отдать кому-то в пользование. Этим и пользовались преступники.

Братья Сергей и Николай Цапки, бизнесмены с криминальным прошлым, попросту отбирали у соседей земли и вообще все, что хотели, путем рейдерских захватов. Так руководители банды подмяли под себя практически все земли Кущевского района. Чтобы избежать правосудия, они нашли «взаимопонимание» с властями района и местной милицией. Однако Николай Цапок был в 2002 году убит, и главарем банды стал его младший брат Сергей.

Ликвидировали банду только в 2010 году, после жуткой расправы с местным фермером, который не желал отдавать свое имущество. Преступники напали на его дом и расправились с двенадцатью людьми, включая четверых детей в возрасте от 9 месяцев до 14 лет. Надежда Цапок, мать главаря банды, которая не участвовала в этой расправе, была осуждена только на семь лет – за мошенничество и незаконное приобретение земельных паев. Она уже отбыла свой срок наказания и вышла на свободу.

Лидер банды Сергей Цапок – бизнесмен и депутат, – был признан виновным в убийствах, разбоях, незаконном хранении оружия и приговорен к пожизненному заключению в исправительной колонии строгого режима. Известно, что он умер в колонии от инсульта и сердечной недостаточности. Но в Кущевке до сих пор ходит упорный слух, что в колонии умер его двойник, а сам бандит давным-давно находится на воле.

Софья Лысковер

Свою криминальную карьеру эта женщина построила на послевоенном уважении к армейской форме во второй половине 1940-х. Достать обмунирование она сумела в госпитале, где работала санитаркой. Там же вдобавок к ней Лысковер украла ордена и медали раненых бойцов.

На «дело» Софья выходила, переодевшись в мундир капитана медицинской службы с наградами на груди. К такой собеседнице хорошо одетые женщины, которых Лысковер высматривала на станциях перегона Бежецк-Сонково в Тверской области, относились с безусловным доверием. И совершенно не настораживались, когда она обращалась к ним с просьбой помочь в выполнении срочного и секретного задания государственной важности.

«Задание» состояло в том, чтобы выбранные Софьей жертвы последовали за ней в безлюдное место, где их уже поджидал ее сообщник по фамилии Антипов. Он нападал на пострадавших и обирал их буквально до нитки, забирая все, даже случайно оказавшиеся при них документы мужей.

Вскоре милиция начала масштабные поиски наглых грабителей, и Антипов с Лысковер решили устроить тайник неподалеку от железнодорожных путей. За этим занятием их застал путевой обходчик, фронтовик-разведчик Попов. Внимательность стоила ему жизни: на окрик Попова Антипов ответил выстрелом из пистолета.

Документы фронтовика стали главной уликой против Антипова. А попала она в милицию стараниями своей напарницы Лысковер. Круг милицейских поисков становился все уже, и после ссоры с подельником Софья решила не ждать закономерного финала, а свалить все на Антипова. Она отправила в милицию письмо с описанием «подвигов» своего знакомого и приложила к нему документы Попова. На этом основании Антипова задержали, а вскоре по почтовому штемпелю Бежецка вычислили и Софью. Но ей удалось отделаться легким наказанием: суд приговорил ее всего к пяти годам заключения, учтя активное сотрудничество со следствием.

Аслахан Меретукова по кличке Львиная Лапа

Поиски безжалостной банды грабителей стали одним из самых сложных дел для милиции Азербайждана середины 1960-х. И можно представить, каково было удивление стражей порядка, когда они узнали, что несколько лет гонялись за бандитами во главе с женщиной.

Впрочем, для своего отца – бакинского криминального авторитета Меретукова – дочь Аслахан была мальчиком, и воспитывал он ее как мальчика, быстро пристроив к своей уголовной деятельности. А поднаторев, Аслахан решила заняться ограблениями крупных магазинов.

Банда получила у милиционеров название «Черная «Волга» – по машине, на которой налетчики приезжали на место преступлений. Как потом выяснилось, автомобиль они брали в пользование у директора бакинского универмага. Причем сам хозяин даже не подозревал об этом. Главным и единственным постоянным подельником Асланхан был автокрановщик Ариф Алиев. Именно он с помощью своего крана ночью поднимал металлический гараж, где хранилась «Волга», скопировав способ из только что вышедшего на экраны фильма «Берегись автомобиля». Грабители ничем не рисковали, поскольку досконально знали график работы владельца автомобиля.

Банда Асланхан, к тому времени взявшей себе псевдоним Пянджали Аслан – Львиная Лапа, совершила два десятка налетов на магазины Баку и нескольких районных центров. Поймать ее мешал очень необычный состав, вернее, его отсутствие. Вопреки обычной бандитской практике, Львиная Лапа поддерживала постоянные отношения только с Алиевым – единственным, кто знал о том, что она женщина. Остальные налетчики, которых она нанимала только по одному разу и только на конкретный налет, принимали ее с туго перебинтованной грудью и в мешковатой одежде за молодого человека.

За несколько лет криминальной деятельности банда Львиной Лапы награбила почти 200 тысяч рублей – колоссальные по тем временам деньги. Как позже выяснили следователи, часть из них бандиты отдавали в детские дома: тоже по примеру главного героя «Берегись автомобиля». Но в отличие от Деточкина, они получили куда более серьезные сроки: по 15 лет заключения каждому.

Светлана Скосырская

Банда Светланы Скосырской прославилась как одна из самых жестких группировок Барнаула 1990-х. На ее счету, по данным следствия, оказалось 34 эпизода ограблений, многие из которых закончились гибелью жертв. Причем бандиты не щадили никого: во время последнего нападения они двумя выстрелами убили беременную женщину – давнюю знакомую Скосырской.

Ради наживы Светлана, выросшая в семье с крепкими криминальными традициями, не щадила никого. Когда ее со вторым мужем задержали за ограбление, сопряженное с нанесением тяжелых побоев (жертва позже скончалась в больнице), она вынудила взять на себя вину свою младшую сестру Нину, а ее саму, «невинную» мать троих детей, оставили на свободе.

Этот эпизод придал наглой преступнице уверенности в том, что, как она, по ее собственным словам, «может выкрутиться из любой ситуации». Увы, это было правдой. Почти год ее банда, в которую постоянно входили 29 человек, совершала самые гнусные преступления, оставаясь безнаказанной. Особо стоит отметить, что к криминальной деятельности Светлана привлекла даже родных: сначала племянников (ее племянница Надежда, например, стала проституткой), а потом и собственных детей. Их, по данным следствия, она воспитывала в традициях преступного мира.

Чтобы не тратить время на поиски жертв, Скосырская сделала ставку на знакомых и знакомых знакомых. И каждый раз тщательно планировала преступления, чтобы свести риск опознания к минимуму. Она почти никогда не ходила на «дело» сама, а только обеспечивала членов банды оружием, средствами маскировки, одеждой – и информацией. В основу списка будущих жертв лег блокнот с именами барнаульских предпринимателей, который Светлана украла у своей успешной подруги-челночницы.

Посещая жертв буквально по списку, бандиты шли на любые меры, чтобы вынудить их выдать все ценное – от золота и денег до шуб и видеомагнитофонов. В ход пускали пытки, причем нередко издевались не над взрослыми, а над их детьми, хорошо понимая, что это «более эффективно».

Столь богатое криминальное «наследие» банда накопила всего за десять месяцев: с января по октябрь 1996 года. Во время последнего нападения как раз и была убита беременная знакомая Скосырской. Вскоре после этого все члены банды были задержаны и через восемь месяцев предстали перед судом. Он, правда, вынес не слишком суровые приговоры: бандерша отправилась за решетку на 13 лет и 10 месяцев, а остальные получили не более 12 лет колонии.

Вера Матвиенко (Ляля)

Когда ростовская цыганка Вера Матвиенко по кличке Ляля решила приняться за криминальный бизнес, она сразу нацелилась на самых беззащитных жертв – стариков и пожилых людей. А чтобы свести к минимуму риск разоблачения, сделала ставку на близких людей и давних знакомых. Кроме нее самой, в банду вошел ее любовник Гаврила Беликов и сын от первого брака Сергей. А остальные восемь бандитов просто добывали ей и себе регулярную добычу.

Местом промысла Ляля выбрала Белокалитвинский район Ростовской области, хотя время от времени налетчики «гастролировали» и в соседних районах. Но всегда сохраняли верность идее бандерши: нападать только на тех, кто не может дать отпора. Их не смущало даже то, что, как правило, у стариков почти нечего было брать. Скажем, во время первого нападения в 2001 году на супругов-пенсионеров Поповых с хутора Новопокровский грабители сумели взять только неполные восемь тысяч рублей, часы, кожаную куртку и четыре пары носков. А у следующей своей жертвы, 80-летней женщины, они и вовсе забрали всего 860 рублей и дешевую посуду.

Обозленные неудачей, бандиты решили в дальнейшем для верности пытать жертв, надеясь, что те выдадут свои тайники и схроны. Причем самое активное участие в этой мерзости принимала сама Ляля и ее сын Сергей. И первый же подобный случай привел к трагедии: 73-летня жительница хутора Ленин не вынесла пыток и умерла. Самым ценным, что сумели забрать у нее грабители, стал старинный серебряный крест.

Он-то и сгубил банду. Некоторое время спустя, когда на счету грабителей было уже 17 налетов и семь жизней, машину, в которой ехали Ляля, Гаврила и еще пара бандитов, остановили для проверки документов инспекторы ДПС. Осматривая салон, милиционеры обнаружили заявленный в розыск характерный крест и задержали преступников. И хотя на следствии Вера Матвиенко валила всю ответственность на остальных бандитов, те сделали все, чтобы сдать свою бандершу. Она отправилась в колонию на 22 года, двое ее подельников получили пожизненные сроки, а остальные – от трех до 13,5 лет. От наказания ушел только ее сын Сергей: он успел вовремя исчезнуть.

Софья Козлова

В телефонах своих подельников, с которыми она грабила столичные пункты обмена валюты, Софья Козлова была записана как «Сонька Золотая Ручка». Но в отличие от знаменитой тезки, Козлова не гнушалась отнимать чужие жизни ради собственного благополучия.

Смазливая внешность и актерское дарование помогли Софье закончить Щепкинское театральное училище. Но найти свое место на сцене в начале 2000-х девушка то ли не смогла, то ли не захотела, предпочтя более денежную работу кассира обменного пункта. Проведя за подсчетом чужих денег несколько лет, Козлова до тонкостей выяснила технологию работы обменников – и решила использовать эту информацию в личных целях, занявшись ограблениями.

Одной ей такой промысел был не по силам. Первым, кто в 2002 году пришел ей на помощь, стал бывший сотрудник следственного изолятора из подмосковного Серпухова Ян Гончаров. Вместе с ним в банду пришла и его жена – отставная проститутка Ольга Лян, хорошо знавшая психотропные средства, позволявшие «раскрутить» клиентов. Супруги не погнушались привлечь к грабежам и бывшего любовника Ольги, имевшего криминальный опыт, а также еще троих человек.

Схему ограблений придумали необычную. Вместо банальных налетов банда использовала нападения на сотрудников обменников за пределами их рабочих мест. Похитив жертву, они под психотропными препаратами добивались от нее всей информации о работе обменного пункта, способах доступа в него и работе систем безопасности. После чего, обобрав похищенного, убивали его, а тело потом вывозили и прятали во Владимирской области. Чаще всего этим занимались двое членов банды – мать и сын родом из владимирского города Киржач.

За два года бандиты похитили и убили пятерых человек, получив в свое распоряжение полтора миллиона долларов – и все личные вещи погибших. Поймать банду удалось благодаря записям камеры наблюдения, которой был оснащен последний в их карьере обменник. В итоге несостоявшаяся звезда сцены Козлова получила наказание в виде 23 лет колонии, а остальные грабители – от 11 до 21 года.

Инесса Тарвердиева

Цапчиха, Львиная Лапа, цыганка Ляля и другие женщины-главари банд в СССР и России
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Под началом этой женщины с красивым именем и знаменитой фамилией была одна из самых жестоких банд всей постсоветской истории страны. Журналисты окрестили группировку Инессы Тарвериевой, действовавшую в Ростовской области и в целом на юге России, «бандой амазонок», поскольку основные роли в ней играли именно женщины.

Как ни удивительно, но до начала криминальной карьеры Инесса Тарвердиева никогда не имела дела с криминалом. Да и на трудное детство пожаловаться не могла. После школы устроилась воспитательницей в детский сад и вышла замуж, а потом, овдовев, стала супругой успешного врача-стоматолога.

Единственное, что заметно отличало Инессу – ненависть к полицейским, приобретенная после того, как ее бросил любовник-полицейский, ушедший к другой женщине.

Видимо, эта эмоция в конце концов и толкнула Тарвердиеву на криминальную стезю. В 2007 году она сколотила банду, в которую, кроме нее, вошли ее любовник Роман Подкопаев, ее дочь Виктория, а также подкопаевская сестра Анастасия и ее муж – старший лейтенант милиции Сергей Синельник.

Банда занялась грабежами и кражами, часто пуская в ход огнестрельное оружие. Жертвами зачастую становились автотуристы, решившие на свою беду заночевать на обочине трассы «Дон» по пути в отпуск или с отдыха. Именно так случилось с семьей командира нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова. Вместе с женой, семилетним сыном и одиннадцатилетней дочерью они возвращались домой, когда на их машину, остановившуюся на обочине, напала «банда амазонок». Расстреляв всех четверых, бандиты сумели получить всего 56 тысяч рублей.

В общей сложности за шесть лет жертвами «амазонок» стали по меньшей мере 26 человек, в том числе четверо полицейских. Задержать бандитов удалось только осенью 2013 года во время рутинной проверки документов. Остановившие машину Тарвердиевой милиционеры начали задавать вопросы, и у Подкопаева сдали нервы. Выстрелом из обреза он убил одного стража порядка – и был застрелен сам, а сидевшая рядом с ним Виктория получила ранения в живот и бедро. Вскоре были задержаны остальные участники банды.

В 2021 году бандитам вынесли первый приговор, а два года спустя дело было пересмотрено с учетом новых вскрывшихся подробностей зверств «амазонок». Присяжные признали их виновными по всем пунктам обвинения. Инесса Тарвердиева и ее дочь Виктория получили по 25 лет лишения свободы, Анастасия Синельник – 24 года. Ее муж Сергей Синельник был приговорен к 25 годам, но в декабре прошлого года суд ужесточил ему наказание до пожизненного.