От Бондарчука и Михалкова до Юры Борисова: успехи российских кинематографистов на «Золотом Глобусе» и «Оскаре»
В понедельник, 9 декабря, стало известно, что российский актер Юра Борисов стал номинантом премии «Золотой Глобус» за роль Игоря в фильме «Анора». Он стал первым российском или советским актером, удостоенным данной номинации. MIR24.TV вспоминает номинантов и победителей из истории отечественного и постсоветского кино на двух главных кинопремиях. На данный момент в копилке СССР и России два «Золотых глобуса» и шесть «Оскаров».
1940-е годы
В 1940-х годах началась история участия советских кинематографистов в «Оскаре». Картина Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил статуэтку в 1943 году за лучший документальный фильм.
В 1947 году среди номинантов в категории короткометражного документального кино попал фильм Александра Згуриди «Жизнь в зоопарке» – экранизация оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
1960-е годы
Второй Оскар в копилку СССР принес Сергей Бондарчук с историческим эпиком «Война и мир» по одноименному роману-эпопее Л. Н. Толстого. Картина была представлена в категории фильмов на иностранном языке. Эта же лента принесла Советскому Союзу первый «Золотой глобус». Также были номинированы художники-постановщики, работающие с Бондарчуком.
В 1962 году номинацию на «Оскар» получил Валентин Ежов, написавший сценарий к фильму «Баллада о солдате». В 1967 году на «Золотой глобус» в категории фильмов на иностранном языке номинировали «Гамлета» Григория Козинцева, на «Оскаре» лента отмечена не была.
1970-е годы
Кинематографисты из СССР и Японии сняли совместную картину «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы. В 1976 году лента взяла статуэтку «Оскара», став лучшим фильмом на иностранном языке. В основе сюжета – роман Владимира Арсеньева, который Куросава мечтал экранизировать много лет. На самой церемонии произошел забавный момент: никто из съемочной группы не смог присутствовать, поэтому за наградой вышел Георгий Данелия, продвигавший в то время за границей свой новый фильм «Афоня». Ведущие приняли Данелию за Куросаву и поздравили с победой. А в СССР многие посчитали, что режиссеру дали статуэтку за «Афоню».
Также в 1970 году на «Оскар» была номинирована экранизация романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» режиссера Ивана Пырьева в категории иностранных фильмов. В 1972 году документальный фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским получил номинацию на «Золотой глобус» и дважды на «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке и лучшая адаптация музыкального сопровождения).
1980-е годы
Четвертый «Оскар» в копилке СССР оказался в 1981 году. Его принес Владимир Меньшов с драмой «Москва слезам не верит». На родине, к слову, картину приняли холодно, а вот за рубежом очень полюбили. Алексея Баталова после роли в фильме даже пытались переманить в Голливуд.
В 1983 году драма Юлия Райзмана «Частная жизнь» получила множество наград на родине и была номинирована на «Оскар». В 1985 году номинации удостоился Петр Тодоровский с картиной «Военно-полевой роман», а также номинировали короткометражный документальный фильм «Воспоминания о Павловске».
На «Золотом глобусе» в 1988 году были представлены две советские ленты: фильм-лауреат Канн-1977 «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и советско-итальянская мелодрама Никиты Михалкова «Очи черные» с Марчелло Мастроянни. За эту роль, к слову, Мастроянни получил приз в Каннах. А вот фильм награды не удостоился.
1990-е годы
Драма «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова – пока что первый и единственный полнометражный российский фильм, победивший на «Оскаре». Картина получила статуэтку в 1995 году. В картине снялись Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте и сам Никита Михалков.
Номинаций у российских фильмов было немало. Номинировали, например, анимационные короткометражные фильмы Александра Петрова – «Корова» (1990) и «Русалка» (1998). Номинацию на «Золотой глобус» в 1991-м получил фильм Павла Лунгина «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли. А через год в той же категории номинировали ленту Александра Митты «Затерянные в Сибири». Советско-французская картина «Урга: Территория любви» получила «Золотого льва» на Венецианском фестивале, а также стала номинантом на «Золотом глобусе» и «Оскаре» в 1993 году. Также номинации удостоился Сергей Бордов с картиной «Кавказский пленник» в 1997 году и «Вор» Павла Чухрая» в 1998-м.
2000-е годы
В 2000 году «Оскар» получил аниматор Александр Петров в категории «лучший короткометражный анимационный фильм». Победы удостоилась экранизация повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
В том же году номинации на «Золотой глобус» получила российско-французская лента «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым и Катрин Денев, а через четыре года номинацией отметили дебютную работу Андрея Звягинцева «Возвращение».
2008 год оказался богат на номинации для России. Никита Михалков вернулся в список претендентов на обе награды с ремейком классики Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», названной лаконично «12». Номинацию получила казахско-российская картина «Монгол» Сергея Бодрова, выдвигавшаяся от Казахстана. Также номинировали анимацию уже известного нам Александра Петрова – «Моя любовь». А в 2009 году в категории анимационных фильмов был отмечен Константин Бронзит и его «Уборная история — любовная история», но она также не взяла приз.
2010-е годы
Наконец в копилке России оказался второй «Золотой глобус». Его принесла лента «Левиафан» Андрея Звягинцева в 2015 году. Эта же картина уверенно шла к «Оскару», но уступила победу.
В 2011 году на «Золотой глобус» номинировали французско-российский «Концерт» с Алексеем Гуськовым и ленту «Край» Алексея Учителя. В 2016 году второй раз номинировали на «Оскар» Константина Бронзита с анимационным коротким метром «Мы не можем жить без космоса». В 2018 году на «Оскар» выдвинули картину Звягинцева «Нелюбовь», которая получила приз в Каннах.
2020-е годы
В 2023 году номинацию на «Оскар» получил короткометражный документальный фильм «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. А на «Золотой глобус» 2025 года впервые в истории премии номинирован российский актер – Юра Борисов – за роль второго плана в американской ленте «Анора», совершившей фурор в Каннах и ставшей картиной года.