on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Кокошники, лаковая миниатюра и культурный код: чем удивляет московская выставка «Уникальная Россия»?

Россия, Москва 29/01/2025 — 18:05
Кокошники, лаковая миниатюра и культурный код: чем удивляет московская выставка «Уникальная Россия»?
Фото: Арсен Меметов
Кокошники, лаковая миниатюра и культурный код: чем удивляет московская выставка «Уникальная Россия»?
Фото: Арсен Меметов
Кокошники, лаковая миниатюра и культурный код: чем удивляет московская выставка «Уникальная Россия»?
Фото: Арсен Меметов

Народные сокровища России. Вот так лаконично и образно можно назвать пятую выставку-форум «Уникальная Россия». В эти дни московский Гостиный двор стал центральной площадкой для самой крупной выставки традиционных искусств, которая продлится до 9 февраля. MIR24.TV поговорил с общественным деятелем, кандидатом исторических наук, президентом Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галиной Ананьиной о том, как за прошедшие годы художественно-промышленная выставка трансформировалась в значимый национальный бренд, живое наследие России и пространство для презентации лучших проектов страны.

Объединяя города, регионы и страны

Сотни талантливых художников, мастеров, дизайнеров, руководителей предприятий, органов государственной власти и искусствоведов объединились на одной площадке, чтобы познакомить гостей выставки как с традициями, уходящими вглубь веков, так и с инновациями в области креативных индустрий. «Уникальная Россия» —  больше, чем точка притяжения. Это трансляция во все уголки России культурного кода страны, а вместе с тем — глубоких смыслов народного искусства и вечных ценностей культуры.

Галина Ананьина
общественный деятель, кандидат исторических наук, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства

«В самом названии выставки заложен ответ на вопрос о том, чем же мы удивляем гостей. Показываем уникальные изделия художественных мастеров, причем не только из нашей страны. Здесь и народные художественные, и ювелирные промыслы, и декоративно-прикладное искусство. На протяжении пяти лет выставка меняла свое наполнение. К 2025 году она дополнилась большой деловой программой: круглыми столами, открытыми дискуссиями, конференциями и встречами с интересными экспертами. Вместе с тем программа обновляется каждую неделю за счет ротации экспонатов и участников. Интересная деталь: выставка в этом году принципиально отличается длительностью и насыщенностью, но по традиции имеет отношение и к искусству, и к культуре, и к патриотическому воспитанию, и к историческим датам».

«Уникальная Россия» создает образ успешной России, которая творит свою историю здесь и сейчас, опираясь на талант и трудолюбие наших выдающихся соотечественников. Неслучайно география участников в этом году значительно расширилась, представив страну во всем ее этнокультурном разнообразии. Посетителей встречают произведения традиционного искусства из более чем 70 регионов России, а также работы мастеров из стран БРИКС.

Крым, Татарстан, Башкирия, Якутия, Бурятия, Калининградская, Нижегородская, Рязанская, Тюменская области и многие другие регионы во всем своем культурном многообразии рассказывают о своей самобытности. Важно: сегодня очень непросто рассказывать об истории регионов так, чтобы заинтересовать современных людей. Но организаторам выставки и это удалось! Галина Ананьина отмечает: гостями события становятся люди всех возрастов!

Национальная самобытность не есть нечто застывшее. Как и любое социальное явление, национальная культура развивается и обогащается. Популярность выставки во многом обусловлена его важной просветительской миссией. Россия уникальна тем, что всегда оставалась открытой традиционной культуре других стран и народов. Последние два года в выставке «Уникальная Россия» принимают участие дружеские страны. В 2025 году в числе участников Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Бангладеш и Никарагуа. И на площадке все желающие могут познакомиться с культурой, традициями и бытом этих экзотических стран.

Петр I, Фаберже и девушка в кокошнике  

Историческая программа выставки включает две центральные экспозиции. Как рассказала Галина Ананьина, одна из них посвящена 325-летию Пробирной палаты России. Эта дата неразрывно связана с ювелирным искусством нашей страны и именами выдающихся ювелиров прошлого, например, Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Постникова. В рамках масштабного события репродукции изделий великих предшественников представлены наряду с работами современных ювелирных компаний России, что дает возможность проследить преемственность традиций.


«Именно Петр I — 13 февраля 1700 года — ввел пробирный надзор в России. В этот день в Оружейной палате был зачитан указ императора, в котором устанавливались пробы для изделий из золота и серебра. В результате Санкт-Петербург стал центром русского ювелирного искусства, куда стремились мастера из многих городов и стран. И вот в исторической части экспозиции показано, как в каждом столетии менялось законодательство и система клейм. Мы сегодня понимаем, что без пробирных клейм не смогли бы отличить одно изделие от другого. Клеймо подтверждает и подлинность изделия, и его качество, и именную принадлежность», — поясняет Галина Ананьина.

Спустя несколько лет после указа Петра I в каждом городе было введено свое пробирное клеймо с изображением герба города. Для Москвы таким клеймом стало изображение Георгия Победоносца, а вот Санкт-Петербург остался единственным городом, где сохранялось использование двуглавого орла. Вместе с тем обязательным стало клеймо, указывающее на год изготовления изделия, называемое «годовое».


«В связи с ростом производства из золота и серебра система клейм дополнялась и менялась. В конце XIX века появилось стандартизированное клеймо для изделий из золота и серебра — столь всем знакомая женская голова в кокошнике. Этакий национальный символ России. Его отличие от современного клейма заключается в том, что в прошлом голова была повернута влево, а сегодня смотрит вправо. На площадке выставки можно узнать, как менялась система клейм в Российской империи, а потом в России», — добавила президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина.

Символы народного искусства и национальной гордости России

Вторая экспозиция отражает 130-летнюю историю прославленного предприятия народных художественных промыслов — «Торжокские золотошвеи». Почему тема так важна? На выставке показаны не только народные промыслы, но и те изделия, которые делали и продолжают делать мастера для нашей страны. Представлен парадный мундир адмирала морского флота дореволюционного периода, копия платья Екатерины II, заказанного ею во время посещения Торжка, современный мундир президентского полка и мундир официального представителя МИД России Марии Захаровой.


«Экспозиция охватывает три эпохи: знамя Российской Империи, Советский Флаг и Российский. Еще один проект, который будет интересен, это три кокошника — дореволюционный, советского времени и современный. Девушки-спортсменки на параде Победы в 1945 году были в кокошниках. И именно эти кокошники представлены в витринах. В рамках экспозиции кокошники как бы сохранили три истории», — поясняет Галина Ананьина.

На площадке «Уникальной России» проходят и другие юбилейные мероприятия, которые имеют непосредственное отношение к народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Это 200-летие Жостовской росписи подносов, 210-летие Златоустовской гравюры на стали, 230-летие Федоскинской лаковой миниатюры, празднует 230-летие и Павлопосадский платок. Также отмечается 135-летие появления первой матрешки.

Эти символы российского народного искусства, как уточняет Галина Ананьина, широко известны во всем мире и являются национальной гордостью России.


«Еще две важные юбилейные даты — 155-летие всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, а также 125-летие всемирной выставки в Париже, где была представлена Россия, чью экспозицию тогда именовали триумфом русской культуры и ювелирного искусства. И на том мероприятии произошло очень показательное для всего мира событие. В 1900 года в Париже наш «Чугунный павильон» и скульптура «Россия» Каслинского литья выиграли Гран–при, получили золотую медаль и самые восторженные отзывы. Президент Франции собирался выкупить всю российскую выставку целиком за два миллиона рублей. Директор Каслинского завода согласился на продажу всего, кроме этой скульптуры. Долго торговались, президент Франции увеличивал цену, но ответ был однозначный: «Россия» не продается!»

В 2025 году отмечается 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. И эта важная для страны дата также нашла свое отражение в экспозиции. Вместе с тем представлено более 50 спецпроектов патриотической, социальной и духовной тематики. В том числе проект из серии мероприятий «Памяти верны» с участием представителей поискового движения, а также экспертов в вопросах сохранения памятников истории Великой Отечественной войны. 


«80-летие Победы — самая большая дата. И когда вы будете ходить по выставке, она будет звучать в каждом уголке. Потому что это самый главный юбилей нашей жизни».

Страна возможностей и диалога между культурами

Завершая разговор, Галина Ананьина говорит, что главной целью выставки было показать Россию как страну возможностей, которая бережно хранит традиции культуры многонационального народа, многообразие культуры и народного искусства страны.


«За эталон в работу мы взяли воспоминания о выставочном движении в России. Наша «Уникальная Россия» — это художественно-промышленная выставка. И именно такое название — художественно-промышленная — носили выставки до революции. Наша первая выставка открылась в 2021-м, в год 190-летия первой мануфактурной выставки в Москве, когда город только-только начал приходить в себя после жуткой эпидемии холеры. А двумя годами ранее — в 1829 году — состоялась первая выставка в Санкт-Петербурге. Тогда же появились три клейма с государственным гербом для лучших предприятий. Наша выставка продолжает эти славные традиции. Ведь искусство в самом широком смысле слова служит важным инструментом передачи культурных ценностей. Оно помогает сохранить историческую память в сознании будущих поколений, создавая связь между прошлым и настоящим. Именно народное искусство открывает двери для диалога между культурами, позволяя обмениваться идеями».

Организаторами выставки являются Фонд сохранения и развития культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей, исторической памяти «Уникальная Страна», Ассоциация «Организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции», Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства. Событие также проходит при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам национальностей России.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости