on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Самолет Поликарпова: почему бомбардировщик У-2 называли «королем ночного неба»?

30/01/2025 — 14:20
Самолет Поликарпова: почему бомбардировщик У-2 называли «королем ночного неба»?
Фото: ТАСС/ Леонид Великжанин
Самолет Поликарпова: почему бомбардировщик У-2 называли «королем ночного неба»?
Фото: ТАСС/ Леонид Великжанин
Самолет Поликарпова: почему бомбардировщик У-2 называли «королем ночного неба»?
Фото: ТАСС/ Леонид Великжанин

Ночные бомбардировщики У-2 сыграли важную роль во время Великой Отечественной войны и стали настоящим кошмаром для немцев. Именно на этих самолетах бороздили небесные просторы «ночные ведьмы» — летчицы 46-го гвардейского ночного авиационного полка — закрепив за ними героическое военное прошлое. В материале MIR24.TV — о том, как У-2 стал одним из самых массовых самолетов в мире.

Смотрите т/с «Ночные ласточки» 1 февраля в 16:15 на телеканале «МИР». 

Первый полет

В связи с развитием в Советском Союзе авиации — в 1920-х — многократно выросла по­требность в создании учебного самолета: простого в пило­тировании и дешевого в производстве. Официальное задание на разработку такого самолета в 1926-м получил Николай Поликарпов.

Уже через год авиаконструктор закончил работы над созданием учебного самолета У-2. Пилотировал на нем в июне 1927 года летчик-испытатель Михаил Громов. Самолет получил хорошую оценку, однако был перетяжелен и обладал низкой скороподъемностью: 2 тысячи метров набирал за 29 минут. Спустя полгода — 7 января 1928 года — модернизированный У-2 совершил первый полет, при этом показав отличную статическую продольную устойчивость.

Павел Огорельцев
историк-архивист

«Аппарат имел две несущие поверхности — верхнюю и нижнюю. Рассматривался изначально как учебный самолет, однако в ходе модернизаций и доработок стал представляться в качестве боевой единицы. Началось активное производство машин: самолеты отправлялись в летные школы, демонстрировались на различных международных выставках, отправлялись в вооруженные силы. К началу Великой Отечественной войны в СССР имелись различные версии летательного аппарата, находивших широкое применение за пределами военно-промышленного комплекса. После вторжения Третьего рейха произошло переформатирование имевшихся гражданских единиц в боевые, стал наращиваться выпуск версий, которые могли перевозить по нескольку сотен килограммов бомб или вести радиопередачи».

Боевое крещение

К 22 июня 1941 года в советских войсках насчитывалось 3,5 тысячи У-2. Самолет получил неожиданное применение. Уже осенью 1941-го Поли­карпов, Бакшаев и другие авиаконструкторы переделали его в легкий ночной бом­бардировщик, который забирал в полет до 350 кг бомб. Это стало возможным благодаря особенности У-2 брать большую нагрузку без удлинения разбега и без риска поломки в воздухе. При этом самолет мог выполнять всевозможные фигуры высшего пилотажа.

Под его фюзеляжем и нижним крылом устанавливались соответствую­щие держатели с тросовым управлением сбрасыванием, иногда в фюзеля­же и под крылом ставились кассеты для мелких авиабомб. В задней кабине данного самолета, который получил обозначение У-2ВС, была оборудована стрелковая точка с пулеметом.

Основным назначением нового легкого ночного бомбардировщика являлись бомбовые удары на предельно малой высоте по переднему краю и ближним тылам противника, проводимые преимущественно ночью — с целью не давать покоя противнику, лишать его сна и отдыха, изнурять, уничтожать его авиацию на аэродро­мах, склады горючего, боеприпасов и продовольствия, мешать действиям транспорта, штабов, оперативных пунктов. В роли лег­кого ночного бомбардировщика эти самолеты сыграли немалую роль и в Мос­ковской битве.

Иван Косарев
член военно-технического общества, ведущий специалист по бронетанковому вооружению и технике

«Почему данный самолет стал настоящим ночным кошмаром для немцев? В первую очередь, по той причине, что эти самолеты были массовыми. Зачастую немцы их называли «саранчой». Во-вторых, машина имела достаточно низкую максимальную скорость движения, около 120 км в час. Чем это грозило для наших противников? Средства ПВО, которыми обладали войска вермахта, не могли зачастую настроить упреждения для того, чтобы открыть огонь по данному самолету. Устрашали его ночные налеты. Самолет, в том числе, летел на очень низкой высоте, скрывался за складками местности. Хоть бомбовая нагрузка у него была небольшая, но зато он проводил «беспокоящие» налеты. Цель была даже не в том, чтобы поразить важный объект, а, чтобы не давать противнику сомкнуть глаз».

Разрывали тишину ночи

«Небесный тихоход», «Король ночного неба», «Кофемолка», «Швейная машинка»: какие только прозвища немцы не придумывали У-2. Самолеты наносили беспокоящие бомбовые удары по ближним тылам противника и его переднему краю. Постоянные налеты этих небольших бомбардировщиков подрывали боевой дух немецких частей.


«Данные самолеты активно применялись и для снабжения советских войск в Сталинграде в самые напряженные моменты 1942-го. Из-за низкой высоты полета необходимый груз устанавливали на крылья, а потом штурман дергал за так называемые «вожжи» и сбрасывал груз вниз без риска повреждения. Но водку, как отмечали наши летчики, всегда спускали на парашюте. В переломный момент войны У-2 применялись с агитационной целью. На них крепились звуковещательные установки, различные контейнеры с агитационными листовками, которые разбрасывали над противником. Что тоже оставило сильный отпечаток в памяти у немецких солдат и местных жителей. Самолет сыграл значительную роль как машина, которая снабжала наших партизан, активно помогал нашим группировкам в Брянской области, на оккупированной территории Белоруссии, транспортировал раненых, доставлял ценные документы», — дополняет Иван Косарев.

Самолет Поликарпова стал истинным любимцем советских воинов, называвших его ласкательно «кукурузник» (из-за бреющего полета). А вот командование германских люфтваффе, прозвавшее этот самолет «русс-фанер», издало приказ, который предписывал представ­лять летчиков к наградам за каждый сбитый самолет У-2.

Павел Огорельцев уточняет: в дневниках и донесениях немецких солдат можно встретить оценку У-2 как достаточно незаметного и труднопоражаемого средствами воздушной борьбы. Очень частые вылеты советских воздушных воинов, использование фактора темного времени суток, а также маневренность этих самолетов сделали перманентную жизнь наземных соединений врага на отдельных участках фронта практически невыносимой.

Известный 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный и ордена Суворова полк состоял полностью из женщин, немцы прозвали летчиц на У-2 «Ночными ведьмами». Девушки сами создали прицелы, которых не было в самолете. За ночь они делали несколько вылетов — от 6-8 летом до 10-12 зимой. Девушки совершили более 20 тысяч вылетов и внесли важный вклад в дело разгрома фашистов.


«Эффективность работы «Ночных ведьм» на У-2 поражала. Им удавалось не только наводить шороху, вести беспокоящие авианалеты, но и уничтожать вполне серьезные цели. Полк очень активно участвовал, например, в обороне Владикавказа, во время операции «Багратион» в Беларуси, помогал освобождать Могилев и Минск. К слову, немцы боялись данных еще по такой причине: когда Красная армия начала вести в основном наступательные действия, то зачастую налет легкой авиации просто-напросто предшествовал налету тяжелых бомбардировщиков. И если прилетали вначале на каком-то ответственном участке фронта легкие самолеты, это был первый знак того, что следом немцев просто сравняют с землей тяжелые снаряды. Поэтому биплан, несмотря на его кажущуюся несерьезность (конструкция по большей части деревянная, в некоторых частях использовалась ткань), сыграл весьма значительную роль в годы Великой Отечественной войны», — отметил Иван Косарев.

Любимый «кукурузник»

В послевоенные годы У-2 пригодился в сельскохозяйственной сфере, почему к нему и прикрепилось название «кукурузник». После смерти создателя Николая Поликарпова этой легендарной машине в память о нем был присвоен индекс ПО-2.

У-2 в аграрной отрасли был предназначен для борьбы с личинками малярийного комара, а также саранчой и другими вредителями посевов, ставшими настоящим бедствием в южных районах Советского Союза. 

Для работы «в полях» самолет модифицировали: кабину пилота сдвинули вперед на 250 мм, а топливный бак перенесли в центроплан верхнего крыла. Емкость для химикатов на 200-250 кг разместили в центральном отсеке фюзеляжа, а за ним оборудовали еще одну кабину, где размещался второй член экипажа. При необходимости центральный отсек можно было переоборудовать и для иных нужд. Такое решение объяснялось сезонностью сельскохозяйственных работ и острой потребностью в самолетах, способных перевозить пассажиров и легкие грузы.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости