Ялтинская конференция в деталях. Взгляд спустя 80 лет
80 лет назад в Ялте СССР, США и Британия сформировали новое мироустройство. Имели право: победили фашизм. Сейчас от той системы ничего не осталось. Лондон и Вашингтон последние 30 лет планомерно разрушали мировой порядок. Политический обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барабаш – о том, что же было в Ялте в феврале 1945-го.
Эта встреча в Крыму определяла контуры послевоенного мира и основы международного права, которые действовали после окончания войны. За круглый стол переговоров садились руководители держав-победительниц: Сталин, Рузвельт и Черчилль. Начиналась она под аккомпанемент советских орудий. 3 февраля завершилась Висло-Одерская операция. От Кюстрина до столицы Третьего рейха советским войскам оставалось пройти 81 километр.
«Ялта – это уже взгляд в будущее, в послевоенное устройство мира. Тегеран – это про войну, Ялта – это про мир после войны.».
Но надо было еще договориться, где встретиться. Несмотря на русское гостеприимство, зарубежные гости в Крым ехать не хотели. Они опасались и диверсантов, и мин, которые оставались на полуострове после ожесточенных боев.
«Черчилль, отказываясь от Крыма, указывал на это. На что ему Сталин ответил: «Я уверяю, что обеспечу безопасность вашу и свою».
Так лидеров трех стран еще никто не охранял. Ялту, Севастополь и аэродром Саки защищали более 600 зенитных орудий и пулеметов. Сюда дополнительно перебросили войска: около двух тысяч бойцов НКВД и 800 оперативников.
«На улицах милиционеры были, говорили взрослым: «Смотрите за детьми, чтобы они по улицам не бегали, и вы не выходите»
Тогда прошло всего чуть больше года c момента неудавшегося покушения на лидеров большой тройки в Тегеране, куда Отто Скорцени хотел забросить своих диверсантов. Советская контрразведка замысел немцев раскрыла. Но похожий сценарий мог быть осуществлен и в Ялте.
«Планировалось на самолетах Messerschmitt 110 с дополнительными подвесными баками притащить несколько планеров, должна была высадиться группа, но, насколько мне в документах попадалось, операция была отменена».
Накануне встречи советская контрразведка обезвредила в Крыму немецкую разведгруппу. Началась радиоигра, кодовое наименование «Знакомые» и «Филиал». Берлин просил передавать и данные о погоде. Абверу сообщали дезинформацию: в Ялте дожди и облачно. То же самое передавала и местная метеостанция, чтобы исключить применение немецкой авиации.
Ливадийский дворец – это главная южная резиденция российских императоров. Только Николай II потратил на нее почти четыре миллиона золотых рублей. Именно здесь проходили переговоры. И здесь решили поселить американскую делегацию. Президенту Рузвельту было сложно передвигаться на кресле-каталке.
Англичан поселили у моря на первой линии. Воронцовский дворец тоже находится в так называемой Большой Ялте. Его проектировал английский архитектор Эдвард Блор. Здесь гости чувствовали себя как дома.
Штаб-квартирой советской стороны стал Юсуповский дворец. В винных погребах для генералиссимуса Сталина оборудовали бомбоубежище. В остальном – практически полный аскетизм. В спальнях и рабочих кабинетах ничего лишнего. Из роскоши только фортепиано.
Ксения Капралова, экскурсовод Юсуповского дворца
«Инструмент 1914 года, Zimmermann, привезен был из Москвы специально для народного комиссара иностранных дел. Он изготовлен из красного дерева, клавиши – из слоновой кости, струны посеребренные, по звучанию отличается от обычных фортепиано. Сталин любил слушать, когда Молотов ему играл».
Рузвельт буквально влюбился в Ливадийский дворец и даже захотел его купить. А английскому премьеру приглянулись хищники перед входом в Воронцовский.
«Больше всего Черчиллю понравился спящий лев, он даже просил Сталина его продать, но Иосиф Виссарионович ответил отказом».
Переговоры сменялись официальными приемами, беседами в кулуарах, напряженной работой делегаций. Обсуждали новые основы международного права, согласно которым будет жить весь мир.
«В Ялте были заложены все принципы и фундаментальные вещи в отношении послевоенного мира».
В обмен на вступление в войну с Японией СССР получал Южный Сахалин и Курильские острова. Монголия признавалась независимым государством. Поднимался вопрос о передаче Советскому Союзу части Восточной Пруссии, которая станет потом Калининградской областью. Самое сложное было определить границы Польши.
«Для нас были важны восточные границы – признание западными странами присоединение к нашей стране западной Украины и западной Беларуси. Черчилль их изобразил перемещением спичек. Приниципиальная договоренность была достигнута и разграничение по линии Керзона было согласовано.
В Ялте лидеры поделили Балканы. СССР продавил в качестве главы Югославии Иосипа Броза Тито. В зону влияния Москвы попадали Румыния, Болгария и Венгрия. В британскую зону – Греция. В клуб победителей Германии пригласили тогда и Францию.
«Лоббировал французов больше всего Черчилль, который хотел видеть во Франции противовес будущей германской политики и партнера Великобритании, в том числе и против Советского Союза», – отметил Вячеслав Никонов.
Нацистскую Германию разделили на зоны ответственности четырех стран: СССР, Великобритании, Франции и США. Лидеры тройки договорились снять оккупацию после демилитаризации и ликвидации всей немецкой военной промышленности.
«Сталин выступал за сохранение единства Германии при условии ее демилитаризации и демократизации, а Рузвельт и Черчилль не раз высказывали идею о том, что она должна быть расчленена, но Сталин был против».
Один из главных итогов Ялты – принято решение о созыве конференции для подготовки устава ООН. Она должна была заменить собой Лигу Наций. Полноправными членами новой организации, по настоянию Сталина, стали Украинская и Белорусская Советские Социалистические Республики и Китай.
«То, что Китай стал в 1945-м году членом Совбеза, показывает, что у представителей большой тройки было стратегическое видение, потому что тот Китай по развитию и мощи сложно сравнить с тем Китаем, который мы знаем на сегодняшний день», – подчеркнул Алексей Громыко.
Так прошла историческая неделя на крымском побережье. В заключительный день, 11 февраля, главы трех государств утром встретились в Ливадийском дворце.
«После прощального завтрака, который затянулся до обеда, гости не разошлись. Как вспоминали потом очевидцы, Сталин, Рузвельт и Черчилль отодвинули столовые приборы и прямо за этим столом подписали итоговые документы».
Здесь и был сделан тот самый исторический снимок. Сталин, Рузвельт и Черчилль в итальянском дворике. Советским фотографам заранее было дано конкретное указание.
«Он рассказывал, что Сталин ему сказал: «Борис Максимович, наша делегация должна выглядеть в самом выгодном свете. Командуй, как нам сесть. И якобы дедушка предложил, чтобы Рузвельт, будучи больным человеком, сел посередине».
Из Ялты Черчилль направился в Севастополь, по местам боев Крымской войны. О такой поездке английский премьер просил Сталина еще до начала конференции. Советский лидер разрешил. Это была еще одна дипломатическая уловка.
«Уинстон Черчилль не мог не приехать сюда. Хотя бы даже потому, что после Балаклавского сражения в английском языке укоренилось сразу два выражения: атака легкой кавалерии – безрассудная отвага, и тонкая красная линия – стойкость и самоотверженность».
25 октября 1854 года на этом поле английская кавалерия потеряла около 200 человек. Здесь сражался и четвертый Его Величества легкий драгунский полк. В нем позже служил сам Уинстон Черчилль. Некоторые историки утверждали: английский премьер приезжал сюда на могилу дедушки – герцога Мальборо.
«Этот устойчивый миф свойственен преимущественно русской историографической школе. Если мы начнем изучать британские источники, таких сведений мы не находим. Его стремление познакомиться с Балаклавой – это было естественное стремление человека, который служил в том же воинском контингенте».
Через несколько месяцев ялтинские соглашения стороны еще раз подтвердили на конференции в Потсдаме. Границы, начертанные Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем в Крыму, легли на новую политическую карту мира. Но Ялтинско-Потсдамское устройство и международное право, а это право на самоопределение, на суверенитет, на защиту, были сломаны руководством США сразу после распада Советского Союза.