Ялтинская конференция 1945-го: взгляд 80 лет спустя на итоги переговоров
Ровно 80 лет назад — 4 февраля 1945 года — начала работу Ялтинская конференция. В ходе второй встречи лидеров держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — были приняты решения по вопросам, касавшимся окончания Второй мировой войны и послевоенного мирного урегулирования. Это событие и сегодня занимает важную главу в истории не только нашей страны, но и всего мира. MIR24.TV поговорил с юристами-международниками, историками и политологами о том, как Ялтинская конференция проложила путь к созданию принципиально новой архитектуры мировой политики.
Решалась судьба всех стран Евразии
Ялтинская (Крымская) конференция проходила с 4 по 11 февраля 1945 года, когда уже было ясно: Вторая мировая война окончится поражением Третьего рейха. Основным вопросом встречи стала послевоенная судьба стран Евразии, как поясняет историк-архивист Павел Огорельцев. Проведение международного совещания продемонстрировало миру, что даже государства с разным человеческим и экономическим потенциалом, разным общественным строем могут кооперироваться на взаимовыгодных условиях.
Лидеры и дипломаты стран-участниц смогли согласовать изменение основных границ, определить сферы собственного политического влияния после окончания вооруженного конфликта. Обсуждались планы по ускорению разгрома Германии, а также вступление Страны Советов в войну с Японией через несколько месяцев после окончания борьбы с фашистскими захватчиками.
«Фактически в Крыму были созданы основы будущего биполярного мира, заложены основы новой системы международного права в лице гаранта — ООН. Важно понимать: учитывая внешнюю атмосферу единения и декларируемой дружбы, фактически каждая сила стремилась максимально реализовать собственные интересы. Как показало развитие исторического процесса, Ялта-1945 была пиковым моментом в сотрудничестве между социализмом и капитализмом. Новый миропорядок был создан, однако претерпел существенные изменения в ходе протекания уже Холодной войны (с 1946 года), а в начале 1990-х началось его исчерпание как юридического и политического конструкта».
Ялтинские компромиссы
На протяжении восьми десятилетий Ялтинская (Крымская) конференция привлекает к себе внимание как знаковое событие, обусловившее формирование послевоенной системы международных отношений. Именно она и ее решения проложили путь к созданию принципиально новой архитектуры мировой политики, заложив фундамент Организации Объединенных Наций. А вместе с тем повлияв на зарождение финансовых механизмов, которые позднее окончательно укрепились в формате Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, но обрели политический гарант и признание уже в контексте ялтинских договоренностей, рассказывает юрист-международник, мастер государственного управления (MPA), член Российской делегации в UNESCO, председатель правления ассоциации «Публичная дипломатия» Вадим Петров.
Во время Ялтинской встречи руководители трех великих держав — Сталин, Рузвельт и Черчилль — обсуждали послевоенное устройство Европы и мира. По ряду исторических свидетельств, ключевой целью конференции была выработка общих принципов, которые легли бы в основу международного права и политического взаимодействия на ближайшие десятилетия. Согласно протоколам заседаний, опубликованным в документальном сборнике «Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании», лидерами были достигнуты важнейшие компромиссы, в частности согласован механизм создания ООН.
«Стороны фактически утвердили принципы, ставшие сердцевиной «ялтинско-потсдамской» системы международного права: признание права нации на самоопределение, недопустимость возрождения милитаризма в Германии, а также совместные подходы к реабилитации стран, пострадавших от войны. Роль Ялты в истории невозможно переоценить: с одной стороны, она оформила военную коалицию антигитлеровских держав в заключительную фазу Второй мировой войны, что подтверждает обширная переписка между Сталиным и Рузвельтом. С другой — именно в Ялте были выработаны ориентиры, которые недвусмысленно указывали на необходимость формирования нового мирового баланса сил, учитывающего ключевые интересы СССР, США и Великобритании. Зачастую этот баланс впоследствии именовали «Ялтинским порядком»: он предполагал, что значительные зоны влияния каждой из великих держав будут признаваться всеми сторонами при условии строгого соблюдения принципов, закрепленных в уставе ООН».
В этом же контексте зарождался новый финансово-экономический уклад: решения, принятые на Ялте относительно репараций и устройства экономики побежденной Германии, способствовали становлению Bretton Woods Institutions (Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития), поскольку стратегический консенсус, достигнутый лидерами «большой тройки», придавал необходимую политическую легитимность экономическим новациям, предложенным несколькими месяцами ранее.
Не меньшее внимание, отмечает Вадим Петров, заслуживает и роль СССР, а также личное участие Иосифа Виссарионовича Сталина в разработке и утверждении ялтинских решений. По свидетельствам Уинстона Черчилля, изложенным в его мемуарах, Сталин виртуозно вел переговоры, четко представлял себе долгосрочные интересы Советского Союза в Восточной Европе и настойчиво отстаивал тезис о необходимости создания пояса дружественных государств, способных обеспечить безопасность западных границ СССР. При этом Сталин прекрасно понимал важность роли США, в особенности учитывая их растущую экономическую мощь и потенциал влияния на устройство послевоенного мира. Вместе с тем именно советская сторона в Ялте сумела добиться признания новых границ Польши по «линии Керзона» с небольшими корректировками, что стало одним из важнейших дипломатических успехов СССР.
«По прошествии 80 лет со времени Ялтинской конференции многие исследователи соглашаются: именно она заложила те правовые и организационные основы, которые определили послевоенную международно-правовую систему и сделали реальностью создание ООН. И хотя вскоре мир столкнулся с началом Холодной войны, ценность ялтинских компромиссов трудно оспорить, поскольку именно они в совокупности с решениями Тегеранской (1943) и последующей Потсдамской (1945) конференций явились «опорной рамкой» для будущего миропорядка. С точки зрения международного права, Ялта вводила практику разделения сфер влияния и устанавливала базовые правила дипломатического взаимодействия при решении судьбоносных вопросов, связанных с выводом войск и формированием послевоенных правительств в освобожденных странах Восточной и Центральной Европы», — утверждает Вадим Петров.
Политическая карта мира
Исторические документы, к примеру, «Совместная декларация» по итогам Крымской конференции, свидетельствуют о том, что лидерам удалось согласовать формы взаимодействия при послевоенном устройстве Германии, но не предусмотреть все детали, что в дальнейшем дало почву для различных трактовок и конфликтов в ходе становления двухполюсного мира.
Как подытожил Вадим Петров, в глобальном историческом масштабе Ялта знаменует собой переход от дипломатии военных союзов к дипломатии глобальных институтов. В этом плане она по праву считается одним из источников международно-правовых норм, которые получили закрепление в Уставе ООН и стали основой принципа коллективной безопасности. Финансовый аспект ялтинских договоренностей, тесно переплетающийся с решениями Бреттон-Вудской конференции, также оказал значительное влияние на формирование институтов, регулирующих мировую экономику. Политическая воля трех лидеров в Ялте придала авторитет будущим механизмам распределения кредитов, инвестиций и финансовой помощи, тем самым создавая предпосылки для формирования новой международной валютной системы.
Политолог, адвокат, член коллегии адвокатов Артем Багдасарян отметил: основной повесткой конференции было установление новых границ, в результате чего политическая карта мира претерпела значительные изменения. Одним из наиболее важных и значимых было решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны, целью участников конференции было кроме прочего, уничтожение нацизма и германского милитаризма, а также создание гарантий того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир».
Наиболее сложным вопросом оказалось согласование послевоенной территории Польши, которая по итогам конференции сильно уменьшилась относительно довоенных границ.
«Подвергся обсуждению и вопрос Греции и Югославии. Стороны пришли к решению о том, что Греция останется в зоне интересов Великобритании, а в Югославии власть получат коммунисты во главе с Иосипом Брозом Тито. Был решен вопрос по Дальнему Востоку, СССР получал Южный Сахалин и Курильские острова, а Монголия признавалась суверенным государством. В Италии было признано право Великобритании и США контроля положения. В ходе конференции была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. Обсуждался вопрос репараций, однако окончательно не была определенна их сумма, при этом было согласованно, что СССР получает половину от них».