Осветитель МТРК «Мир» Алексей Рябов: «Мой дедушка с боями дошел до Австрии и участвовал в войне с Японией»
Почти каждая российская семья хранит память о своих героях, дедах и прадедах — тех, кто приблизил Победу в Великой Отечественной войне. Проект «Наша память сердца» рассказывает о фронтовых подвигах родных и близких сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». К 80-летию Великой Победы MIR24.TV продолжает рассказ о наших героях.
На фронтах Великой Отечественной войны сражался за победу над немецко-фашистскими захватчиками Василий Кузьмич Рябов — родной дедушка осветителя МТРК «Мир» Алексея Рябова.
Василий Кузьмич родился в 1924 году, жил в селе Петрово Серебряно-Прудского района Московской области. До 1938 года он учился в школе в соседней деревне Шереметово. В 1940 году, когда ему исполнилось 16 лет, был мобилизован в трудовые резервы города Алексина Тульской области. Сохранились воспоминания Василия Кузьмича, записанные с его слов. Вот они:
«Я обучался на каменщика. Но по болезни меня отпустили домой. И я стал работать рядовым колхозникам в колхозе «Заветы Ильича». В 1941 году, перед тем как фашисты оккупировали Белорусскую ССР и Украинскую ССР, колхозники успели перегнать часть скота в Марийскую и Мордовскую республики. Серебряно-Прудский район также получил такое указание и оставшиеся мужчины организовали перегон скота в отдаленные районы. Они ушли, а меня, 17-летнего, избрали бригадиром колхоза... Скоро фашисты оккупировали наш район и Петровский сельсовет. На территории деревни размещались немецкие тыловые части. А в Большом Орехово стояла немецкая артиллерия. Колхозникам удалось спрятать от немцев один динамодвигатель и другое оборудование для обмолота зерна. Эти машины укрыли соломой».
«У нас по соседству стояла немецкая кухня, и повар был поляк. Он приходил к нам и рассказывал, что немцы несут большие потери. Даже кормить было некого. Рассказал, как деревня Марыгино восемь раз переходила то к нашим войскам, то к немцам, и в конце концов сгорела. Он посоветовал нам копать укрытие. Копали двое соседей. Тем временем подошел немец и забрал нас таскать солому под мост, но я убежал. Немец вернулся, взял винтовку, пришел в дом и стал искать меня. Я спрятался во дворе и увидел, как немцы отступают. Проехав по мосту, под который таскали солому, они подожгли его. Когда немцы отступали, они также сожгли мост в Малом Орехово, подорвали электростанцию в Петрово и мост в Большом Орехово».
«Крестьяне из села Петрово в панике стали уходить в деревню Кузьминки. Но наши войска в ночное время начали наступление и сделали один выстрел по этой деревне. Сгорел дом, а люди бросились спасаться в лес. В это время пришли наши разведчики и сказали, что стрелять больше не будут. И мы вернулись домой. Скоро у нас в доме уже были советские солдаты, а немцы стреляли по нашей деревне. Но снаряды рвались в саду, там, где сейчас коровники».
«После ухода немцев меня вызвали в военкомат и мобилизовали на трудовой фронт. Направили в деревню Шеметово, где рыли противотанковый ров-канал. А когда немцы подходили к Туле, нас из Шеметово вместе с повозками направили под Тулу, где мы строили доты, рыли траншеи, огневые точки, пилили лес и делали блиндажи с накатом».
Василий Кузьмич был призван в армию в конце лета 1942 года. Он вспоминал: «Я получил повестку 10 августа 1942 года, сдал лошадей и повозку, вернулся домой и уже через день прибыл в военкомат. За три дня я прошел комиссию и был признан годным к воинской службе. 25 августа 1942 года меня отправили в Марийскую АССР, где мы проходили обучение. Изучали 82-миллиметровый миномет, винтовку и автомат. А 10 октября 1942 года нас направили на Степной фронт».
«Наш 525-й легкий артиллерийский противотанковый полк входил в 11 дивизию. В 1943 году нашу дивизию погрузили в эшелон и направили на 3-й Украинский фронт. Затем оттуда перебросили на Карело-Финский фронт. Там мы форсировали реку Свирь. После Карело-Финскиого фронта нас снова погрузили в эшелон, и мы прибыли обратно на 3-й Украинский фронт», — говорил в воспоминаниях фронтовика.
«Наша 11-я дивизия освобождала Украину и Молдавию. На кишиневском направлении меня контузило. Также дивизия освобождала Румынию, Югославию и Венгрию. Я закончил войну в Австрии. Там нас снова погрузили в эшелон и направили на Японский фронт. Но Японская война скоро закончилось. Нашей 11-й дивизии было присвоено звание Свирской, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого».
В марте 1946 года Василий Кузьмич Рябов демобилизовался и вернулся домой, в село Петрово. С марта 1946 года работал в колхозе «Заветы Ильича» помощником кузнеца-молотобойца. В 1949 году избрали заведующим Петровским клубом. Василий Кузьмич вспоминал: «Я работал с молодежью, организовывал кружки: драматический, танцевальный. Перед киножурналом проходили лекции, беседы. Мы выступали с концертами, участвовали в районных смотрах, за что я был награжден почетной грамотой РСФСР, а клуб был награжден гармошкой».
«В 1958 году мелкие колхозы объединили и меня назначили бригадиром объединенного колхоза. Потом его тоже объединили с соседним, и появился совхоз «Земледелец». На профсоюзной конференции меня избрали председателем профсоюза совхоза «Земледелец». В этой должности я проработал два года, затем работал слесарем».
Василий Кузьмич Рябов за свою жизнь прошел славный боевой и трудовой путь. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другими медалями и памятными знаками.