on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Логист отдела координации МТРК «Мир» Павел Миронов: «Мой дед офицер-пограничник занимался подготовкой специалистов для партизанских отрядов и разведывательных групп»

Россия Последние обновления: 04/07/2025 — 12:35

Почти каждая семья в бывшем СССР хранит память о своих героях – тех, кто воевал и приблизил Победу в Великой Отечественной войне.  Проект «Наша память сердца» собрал истории о подвигах родных и близких сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». К 80-летию Победы продолжаем рассказ о наших героях. 

На фронтах Великой Отечественной войны сражался за победу над немецко-фашистскими захватчиками Павел Петрович Миронов – родной дедушка логиста отдела координации МТРК «Мир» Павла Евгеньевича Миронова.

Павел Миронов
логист отдела координации МТРК «Мир» 

«Я никогда не видел своего деда, Он ушел из жизни, когда мои родители еще даже не были знакомы. Но я всегда о нем знал и с самых юных лет мечтал быть похожим на него, ведь я ношу его фамилию и имя». 

Павел Петрович Миронов родился 16 декабря 1908 года в селе Емельяновка Анжеро-Судженского района Кемеровской области. Он был родом из бедной крестьянской семьи. Отца своего он не помнил, тот умер, когда маленькому Павлуше исполнилось два года. Его воспитывала одна мать - моя прабабушка Афанасьева Анастасия Никитьевна. Жили они в доме родителей умершего отца. 

Детство было голодное, приходилось мальчишкой батрачить у местного кулака. В 1918 году окончил начальную школу в своем селе. Когда окончилась Гражданская война и молодой Советской республике потребовались грамотные специалисты – учителя, врачи, инженеры, то Советская власть всерьез занялась народным образованием.

И вот, в октябре 1923 года Павел Петрович Миронов поступил в Томский педагогический техникум, который окончил в июне 1928 года. В его дипломе, хранящемся в семейном архиве, указана специальность – учитель школы первой ступени. 

Во время обучения в техникуме он познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой Марией Васильевной Сазоновой. Они вместе учились, занимались общественной работой и выступали в художественной самодеятельности.

Она была родом из деревни Большой Татош Молчановского района Томской области и происходила из семьи крестьянина-середняка. После окончания техникума они были направлены в село Новорождественское Ишимского района Томской области, что на самой границе с Кемеровской областью. Рядом с селом была организована сельскохозяйственная коммуна «Муравей» – небольшой поселок со своей школой. Мария Васильевна работала учителем в этой школе, а Павел Петрович в свои 20 лет стал заведующим школы. Через год он стал заведующим ШКМ (школы колхозной молодежи), а затем – заведующим районного отдела народного образования (РайОНО).

Там в 1930 году у них родился сын Юрий – мой родной дядя. В его свидетельстве о рождении так и записано: место рождения – коммуна «Муравей». Сейчас на этом месте только поля и леса, от коммуны ничего не осталось. Но рядом по-прежнему стоит село Новорождественское, в котором есть школа. А в ней – небольшой музей с экспозицией, посвященной сельскохозяйственной коммуне «Муравей».

От призыва в армию Павел Петрович был временно освобожден в связи с руководящей должностью. О призыве можно было не беспокоиться, но в те времена тот, кто не отслужил в армии, не считался полноценным мужчиной. И поэтому мой дед в 1932 году пошел добровольцем в РККА, но был призван в войска ОГПУ-НКВД красноармейцем-одногодичником, что в корне изменило всю его жизнь.  

Служил он в Средней Азии – в Кзыл-Орде, затем в Ташкенте. Служба в армии ему понравилась, и, отслужив год, Павел Петрович решил связать свою жизнь с военной службой. Так, в 1933 году он поступил в 4-ю школу пограничной охраны и войск ОГПУ, открывшуюся в 1932 года в Саратове. После выпуска в 1935 году Павел Петрович был направлен в город Сталинград на должность начальника химической службы полка войск НКВД. В Сталинград он прибыл с женой и сыном. В 1936 году семья увеличилась – родился второй сын Евгений Павлович Миронов, мой отец. Военная служба – дело беспокойное, связанное в том числе и с частыми переездами. Так и Павел Петрович из Сталинграда был направлен в Ростов-на-Дону, затем в Воронеж. Конечно же, семья следовала вместе с ним по городам и весям. В 1939 году он был направлен в 24-й Могилев-Подольский погранотряд (это на западной Украине, на границе с Румынией), а затем во Львов. Великую Отечественную войну старший лейтенант Миронов Павел Петрович встретил вблизи города Рава-Русская Львовской области, где охранял Государственную границу его 91-й погранотряд.

О событиях накануне войны я знаю отчасти от своего дяди, отчасти от бабушки. Войска НКВД были подняты по тревоге за несколько дней до войны, примерно 15−17 июня 1941 года. Семья в это время жила во Львове. Дед собрал «тревожный чемодан» и срочно отбыл в погранотряд.

21 июня, за день до начала войны он примчался домой, переобулся в старые разношенные сапоги, сказав «путь у нас будет долгий», и дал команду бабушке срочно готовиться к эвакуации.

22 июня рано утром на город упали первые бомбы. Бабушка с детьми сидела в бомбоубежище в подвале здания Госбанка. А 23 июня семьи офицерского состава под непрерывной бомбежкой вывезли из города. Уехали они в чем были, почти ничего с собой взять не успели. По воспоминаниям, железнодорожный состав был последним, на вокзале были установлены обложенные мешками пулеметные точки с пулеметами, а вокруг стояли солдаты НКВД, вооруженные автоматами.

На вокзале все садились в вагон в спешке, а пятилетний Женя (мой отец) замешкался. Он вспоминал: «пограничник шлепнул меня по мягкому месту, я влетел в вагон, и мы поехали». Пока ехали, состав неоднократно обстреливали. В конце концов их отвезли глубоко в тыл, подальше от западных границ. А потом жен офицеров стали спрашивать, кто куда поедет. Бабушка приняла решение ехать в Саратов. И всю войну она с сыновьями находилась в эвакуации в Саратове.
Как развивались события у дедушки, я знаю только по рассказам близких и по сохранившимся письмам. Дело в том, что личное дело полковника Миронова Павла Петровича до недавнего времени имело гриф «совершенно секретно». Сейчас его личные данные рассекречены, но данные о его служебной деятельности и о действиях частей и подразделений, где он служил, ждут своего часа.

Их 91-й Рава-Русский погранотряд охранял отрезок границы протяженностью 162 километра – от города Сокаль до Олешницы. 22 июня 1941 года в 4 часа утра сюда двинулись части 17-й немецкой армии, поддерживаемые танками, бронемашинами, артиллерией и авиацией. Гитлеровское командование намечало уничтожить пограничные заставы в течение первого же часа войны, а через два часа овладеть городом Рава-Русская. Но на пути гитлеровцев насмерть встали наши воины. Пограничники встретили фашистов ураганным пулеметным огнем. Ценой жизни многих бойцов им удалось задержать немцев на линии границы до подхода частей 41-й стрелковой дивизии Красной Армии. 

Остатки погранотряда, в котором воевал Павел Петрович Миронов, вместе с частями РККА, ожесточенно отбивая атаки, отступали, задерживая противника. Сохранилось письмо дедушки, которое он послал бабушке из города Волочиск Хмельницкой области. В письме он с горечью писал: «Львов немцы уже взяли, но мы скоро его отобьем». 

Потом в ходе боев их отряд попал в окружение. Как развивались события в дальнейшем, установить сложно. Но известно, что в августе 1941 года воинская часть, в которой воевал Павел Петрович Миронов, с боями вышла из окружения в районе Киева и участвовала в обороне города. 

Затем, после соответствующей проверки, дедушку направили в тыл, в город Балашов Саратовской области. В ходе дальнейшей службы в составе одного из подразделений службы арттехвооружения и боеприпасов (говоря современным языком), он занимался подготовкой личного состава партизанских отрядов и разведгрупп: обучал владению различной техникой и вооружением, занимался огневой и специальной подготовкой.

Павлу Петровичу приходилось неоднократно бывать за линией фронта «в командировках». Об этом мне рассказывала бабушка и мой отец со слов деда, правда очень скупо. Об этом же мы нашли информацию в его письмах и тоже очень скупую. Бабушка писала: «Павлуша, ты целых два месяца мне ничего не писал, я уже не знала, что думать, напиши хоть, в каком городе ты был?» А он ей ответил: «Ты меня спрашиваешь относительно города, откуда я приехал. Этот город пока еще не освобожден».

В 1944 году, когда граница СССР была восстановлена, капитан Миронов Павел Петрович был переведен в Москву, где продолжил свою службу.
Вскоре из эвакуации приехала Мария Васильевна с детьми. Семье Мироновых была выделена комната в коммуналке в военном городке. Сейчас это район Богородское города Москвы, недалеко от нынешней станции метро «Бульвар Рокоссовского». После войны всем жилось голодно, и семьям офицеров выделялись земельные участки под огороды на границе с Лосиным островом. Пригодилась крестьянское происхождение Павла Петровича: он учил сыновей и как хозяйство вести, и как за огородом ухаживать. Говорил, что мужчина должен уметь все: и дом построить, и машину водить, и стрелять, и обед варить, и роды у жены принять. Дед много работал и был физически очень крепкий, хотя и курил, как паровоз. 

Он был очень правильный, цельный человек, честный, принципиальный. Говорил, что жена должна быть одна – так же, как и Родина, так же, как и мать. Никаких взглядов на сторону он ни в коем случае не допускал. Был очень добрый, сыновей своих очень любил, разрешал им многое и даже отчасти баловал, он учил их уму-разуму и очень многое в них заложил.

Строгой в семье была скорее бабушка. Мой отец рассказывал, что в детстве он, когда нашалит, забирался под кровать, чтобы она не могла его оттуда достать. И сидел там, пока Павел Петрович не вернется со службы. Тот приходил, говорил: «Женька, вылезай!» и Женька сразу вылезал, потому что знал, что ругать не будут. Деда слушались все. Он был непререкаемым авторитетом и очень заботился обо всех, в том числе о многочисленных родственниках – он всем помогал. И родственники, и сослуживцы очень любили и уважали его.

Павел Петрович Миронов награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», другими медалями и памятными знаками.

Полковник Павел Петрович Миронов скончался 1 мая 1956 года, находясь на действительной военной службе. Ему было всего 48 лет. Конечно, в таком молодом возрасте ни о каком воспитании внуков речь еще не шла, но все равно через своих сыновей он повлиял и на следующее поколение. Я с ним не встретился, но с самых ранних лет я старался стать таким же достойным человеком, стать офицером, каким был мой дед.

География:
Россия
Поделиться:
Связная партизан: 93-летняя жительница Минска Ефросинья Базылева рассказала про военное детство

Связная партизан: 93-летняя жительница Минска Ефросинья Базылева рассказала про военное детство

«Поезд памяти» сделал остановку в Могилеве и Жлобине. Школьники посетили мемориал детям – жертвам войны

«Поезд памяти» сделал остановку в Могилеве и Жлобине. Школьники посетили мемориал детям – жертвам войны

Заместитель начальника отдела координации производства МТРК «Мир» Татьяна Данилова: «Мой дедушка форсировал Днепр и участвовал в операции «Багратион»

Заместитель начальника отдела координации производства МТРК «Мир» Татьяна Данилова: «Мой дедушка форсировал Днепр и участвовал в операции «Багратион»

Символы, шитые золотом: как создавали форму для легендарного Парада Победы?

Символы, шитые золотом: как создавали форму для легендарного Парада Победы?