on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Водитель 1-й категории МТРК «Мир» Рушан Невретдинов: «Мой отец прошел с боями всю Европу и дошел до Берлина»

17/07/2025 — 12:11
Водитель 1-й категории МТРК «Мир» Рушан Невретдинов: «Мой отец прошел с боями всю Европу и дошел до Берлина»
Водитель 1-й категории МТРК «Мир» Рушан Невретдинов: «Мой отец прошел с боями всю Европу и дошел до Берлина»
Водитель 1-й категории МТРК «Мир» Рушан Невретдинов: «Мой отец прошел с боями всю Европу и дошел до Берлина»

Почти каждая семья в бывшем СССР хранит память о своих героях – тех, кто воевал и приблизил Победу в Великой Отечественной войне. Проект «Наша память сердца» собрал истории о подвигах родных и близких сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». В год 80-летия Победы продолжаем рассказ о наших героях. 

На фронтах Великой Отечественной войны сражался за победу над немецко-фашистскими захватчиками сержант Самиулла Айнетдинович Невретдинов – отец водителя 1 категории МТРК «Мир» Рушана Невретдинова.

Рушан Невретдинов
Водитель 1-й категории МТРК «Мир»

«Мой отец прошел с боями через всю Европу, принимал участие в самых кровопролитных битвах, которые решали ход войны и обеспечили в итоге победу Красной Армии».

Самиулла Айнетдинович Невретдинов родился в 1923 году в селе Петряксы Курмышского уезда Нижегородской губернии (сейчас это село относится к Пильнинскому району Нижегородской области).  В те годы большинство населения села составляли татары. Также проживало некоторое количество чувашей и русских. Самиулла Айнетдинович вырос в татарской семье и с малолетства был приучен к крестьянскому труду.  


«Сперва отца хотели отдать учиться в мусульманскую начальную школу, но его мама – моя бабушка – настояла на том, чтобы он учился в общеобразовательной светской школе», – говорит Рушан Невретдинов.

Эта школа знаменита тем, что ее открыл в конце XIX века инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов – отец Владимира Ильича Ленина. Он был действительным статским советником, сторонником всеобщего образования, равного для всех национальностей. Благодаря ему в Петряксах и появилась общеобразовательная школа, которую в следующем веке – в самом конце 1930-х годов – окончил Самиулла Айнетдинович Невретдинов.

Когда началась Великая Отечественная война, он работал механиком в колхозе имени Жданова. 5 августа 1942 года Самиулла Айнетдинович был мобилизван. После трех месяцев обучения попал на фронт, воевал в составе 807 корпусного артиллерийского полка, входившего в 9 армию. А затем в составе 711 артиллерийского полка, в должности командира орудия.


«Отец вспоминал, что зимой с 1942 на 1943 год им выдали шинели, – рассказывает Рушан Невретдинов. – Но в длинных шинелях солдатам было неудобно передвигаться, они наступали сапогами на полы, спотыкались, и это очень тормозило их продвижение. Дело пошло на лад только тогда, когда шинели заменили на ватники. Вот тут продвижение вперед стало более активным».

В составе 9 армии Самиулла Айнетдинович Невретдинов участвовал в Битве за Кавказ. В том числе в контрударе на нальчикском направлении. В боях за Кавказ 15 февраля 1943 года он был контужен. После восстановления вернулся в строй в качестве наводчика орудия.  


«Отец рассказывал, что на Кавказе у него был такой эпизод: их часть оказалась в чеченском селе. Он сам остановился на ночлег в доме, где была только бабушка с ребенком. Как мусульманин, отец поделился с единоверцами едой и дал им денег. Бабушка уложила его в спальне. Он прилег, но автомат держал рядом. Ночью слышит, приходит глава семьи, чеченец. Он прятался и от немцев, и от наших, чтобы не забрали в армию, и сперва хотел убить отца во сне. Но бабушка не дала: нет, говорит, ты его не трогай. Он свою еду ребенку отдал, так что не надо. Отец все это слышал. Он не спал – знал, что ночью хозяин придет, был готов».

Одно из самых страшных воспоминаний Самиуллы Айнетдиновича – Курская битва, которая продолжалась 50 дней и ночей  – до 23 августа 1943 года. Это было одно из самых страшных кровопролитных сражений Великой Отечественной войны.


«Отец рассказывал: «Когда я попал на Курскую дугу, я с жизнью попрощался. Держался за землю, вцеплялся в траву, молился по-татарски. Думал, что не выживу», — вспоминает сын Невредтинова.

О том, какая тяжкая боевая работа выпала нашим артиллеристам, говорят цифры. Подсчитано, что расход боеприпасов в нашей армии составлял ежесуточно порядка 135 вагонов. Всего за 8 дней с начала битвы в сторону врага «улетело» 1 083 вагона боеприпасов.


«Там очень много людей полегло, – говорит Рушан Невретдинов. – Земля была сплошь усеяна телами наших убитых солдат. Невозможно было ни ходить, ни смотреть на это. Из подразделения, в котором воевал отец, в живых осталось только четыре человека. Пришел политрук, этих четверых выживших солдат, включая отца, наградил орденами и сказал: теперь целую неделю отдыхайте, приходите в себя. Всех четверых сразу приняли в партию – сказали: «вы достойны».

Самиулла Айнетдинович вспоминал, что во время Курской битвы ему приходилось стрелять прямой наводкой, целясь прямо через ствол орудия. Таким способом  прицеливаются, когда цель очень близко.  А вот еще одно воспоминание. Как-то в момент боя сломалась радиостанция. Механик был убит, никто из оставшихся в живых восстановить ее не мог. Поэтому приказы, куда наводить орудия, куда стрелять, не поступали. В это время привели пленного немца, который умолял, чтобы его не убивали. Он оказался отличным мастером. Ему сказали: не убьем, если починишь радиостанцию. И он смог починить ее очень быстро. Связь с командованием была восстановлена. 

Историй о боевой работе у Самиуллы Айнетдиновича накопилось много.

Самиулла Айнетдинович Невретдинов
Сержант, отец водителя 1-й категории МТРК «Мир» Рушана Невретдинова

«Однажды, когда освобождали Украину, во время наступления три наших дивизиона пошли вперед, а немцы начали контрнаступление. Идут прямо на нас. Мы уже собрались отходить, смотрим, едет на машине наш командующий, генерал Еременко. Говорит: ребята, вы куда? Отходить невозможно! Снял генеральскую форму и сам вместе со своим водителем стал подносить нам снаряды, стрелять. И вот так вместе с генералом мы три или четыре часа держали оборону».

Весной 1944 года Самиулла Айнетдинович Невретдинов участвовал в Крымской стратегической наступательной операции, освобождал Крым. Впоследствии он рассказывал близким, что ему больше всего понравились Крым и Кавказ. Он говорил, какая там красивая природа. А ведь он видел потом многое: прошел с боями через всю Европу и дошел до самого Берлина. Участвовал он и в знаменитой встрече на Эльбе 25 апреля 1945 года, когда американские войска, двигавшиеся с запада, встретились с наступавшими с востока силами Красной армии. Это было примерно в ста километрах к югу от Берлина. Самиулла Айнетдинович вспоминал, что при встрече там было братание и ликование, такая дружба между нашими и американскими солдатами! Но потом пора было уже срочно переправляться через Эльбу, иначе останешься на американской стороне. И он едва успел – переправился среди последних русских.

Война для ефрейтора Невретдинова не окончилась в Берлине. К июню 1945 года он оказался уже в Монголии и в составе Забайкальского фронта участвовала в советско-японской войне.

За проявленный героизм Самиулла Айнетдинович награжден орденом Славы III степени, двумя медалями «За отвагу», другими медалями и памятными знаками.

С Дальнего Востока эшелоны с нашими воинами возвращались домой через Восточную Сибирь. Там  сделали остановку – дали солдатам искупаться в Байкале. 

После войны Самиулла Айнетдинович Невретдинов вернулся в родное село Петряксы. Он работал в машинно-тракторной мастерской: чинил трактора и другую технику. Там он познакомился и со своей будущей женой, ее звали Халимя Хасяновна, она была весьма уважаемым в селе человеком.


«Мама всю войну работала в колхозе трактористкой, они встретились, посмотрели друг на друга, и все, – говорит Рушан Невретдинов. – Родители рассказывали, что отец пришел с фронта с одной шинелью, а у мамы был родительский дом, большая семья. Сперва младший брат никак не хотел ее замуж отдавать. Но потом согласился. Жить им было негде, но от колхоза выделили материалы, чтобы строить дом. Отец вместе с родственниками поставил дом, стали жить».

«Спасибо моему отцу и моей матери, которые подняли страну из разрухи, восстановили сельское хозяйство и создали такую хорошую крепкую семью, – продолжает Рушан. – Нас было шестеро детей – три дочки и три сына, я самый младший. Родители всех научили крестьянскому труду, мы все умели. Время было тяжелое, но жили очень дружно, сплоченно. Родители нас не ругали, но отец всегда говорил: я коммунист, партбилет свой получил на Курской Дуге, и меня позорить не надо. Ведите себя достойно. Все братья и сестры выросли, получили образование, стали честными тружениками. Я после школы водил комбайн, и в целом у меня с техникой все складывалось хорошо. Я и электриком был, и потом стал водителем».

Как рассказал Рушан, вся большая семья – дети, внуки и правнуки Самиуллы Айнетдиновича Невретдинова свято чтят его память. Каждый год 9 мая в  районном центре Петряксы проходит шествие Бессмертного полка, и внуки обязательно несут в этом строю фотографию дедушки. «Мы все очень гордимся и отцом, и матерью», – говорит Рушан. Халимя Хасяновна Невретдинова избиралась депутатом районного совета, была народным заседателем районного суда. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне» и  нагрудным знаком «Ветеран труда». 

По данным архивов, из села Петряксы на фронт ушли свыше 800 человек. Из них более 600 не вернулись с Великой Отечественной войны. Память о павших героях важна для каждой семьи. В центре села возведен памятник-обелиск павшим воинам, уроженцам и жителям села Петряксы. В 2013 году он был отремонтирован, и дополнительно установлены мемориальные доски с фамилиями павших. В данное время увековечены имена 536 человек.

Поделиться:
Из Бреста в Минск: велопробег в Беларуси посвятили 80-летию Победы

Из Бреста в Минск: велопробег в Беларуси посвятили 80-летию Победы

В Молдове умер ветеран Великой Отечественной войны Владимир Филандин. Ему было 103 года

В Молдове умер ветеран Великой Отечественной войны Владимир Филандин. Ему было 103 года

Сражение, изменившее ход Великой Отечественной войны: битве под Прохоровкой – 82 года

Сражение, изменившее ход Великой Отечественной войны: битве под Прохоровкой – 82 года

Гюмри – город трудовой славы. Какой вклад внесла северная столица Армении в Великую Победу?

Гюмри – город трудовой славы. Какой вклад внесла северная столица Армении в Великую Победу?