«84 % коммунальных отходов все еще оказываются на полигонах»: почему бережное отношение к природе – это вопрос не только экологов?
По данным ВЦИОМ за 2025 год, каждый второй россиянин выражает готовность вносить свой вклад в улучшение окружающей среды. Насколько сейчас высока вовлеченность населения и какие посильные меры принимаются — в комментариях представителя Минприроды России, волонтеров и просто неравнодушных граждан из разных городов MIR24.TV.
К сожалению, в разных регионах страны картинка одинаковая, будь то острова Ладоги, побережье Черного моря, лес в Калужской области или подмосковный пруд — везде человек обозначает свое прибывание…мусором! И ведь особо охраняемые природные зоны и заповедники не исключение! Пишу это, как человек, который лично наблюдал (а потом убирал, потому что не ликвидировать такой диссонанс невозможно) на острове Валааме за молодыми девушками-туристками, которые бросали окурки на землю, стоя на валуне у воды в живописнейшей Монастырской бухте рядом с деревянной часовней (между прочим, восстановленной, потому что уже ранее она сгорела в 80-х годах прошлого века).
Как понять психологию людей, которые дышат чистым воздухом, любуются прекрасными видами — и тут же бросают обертки? Сколько различного мусора, включая стеклянные и пластиковые бутылки, лежащие в сухостое, вместе с экскурсантами почти после каждого похода мы прошлым летом выносили из Карадагского природного заповедника в Крыму! Эти территории — природные объекты, которые находятся под защитой государства, но почему-то людям трудно донести свой мусор до бака по возвращении в населенный пункт или даже сдать на переработку (уже высший пилотаж, что называется: точки раздельного сбора до сих пор есть не везде, это правда). Почему большинство считает домом исключительно только свою квартиру или огороженный участок, а то, что каждый из нас принадлежит коммунальному сообществу землян, даже задумываться не желает? Где этот каждый второй гражданин, который на словах ратует за экологию?
Однако отклик на тему экологичного потребления и раздельного сбора мусора получился довольно широким. Своим мнением поделились жители Санкт-Петербурга, Воронежа, Москвы и Подмосковья. Они рассказали, когда и каким образом они пришли к мысли о своем вкладе в сохранение экологии и что для этого делают. Но для начала — официальная статистика.
«Состояние природных объектов остается спорадическим: суммарные выбросы загрязняющих веществ по стране в 2023 году сократились всего на 1 %, а 83%-84 % коммунальных отходов все еще оказываются на полигонах после сортировки или напрямую. На ряде чувствительных территорий (Байкал, крупные агломерации) прирост антропогенной нагрузки нивелирует достигнутые успехи в очистке стоков и внедрении электробусов; для устойчивого эффекта нужна радикальная минимизация образования отходов».
Эксперт ссылается на данные последнего мониторинга ВЦИОМ: 46% россиян считают, что улучшение экологической ситуации начинается с повышения личной ответственности и грамотности, а свалки и мусоросжигательные заводы остаются главной тревогой 42 % опрошенных. И как же ответственность и грамотность развивать?
Дети как стимул
Многодетные отцы и матери, как оказалось, очень заинтересованы в вопросах экологии. Их тревожит будущее планеты неслучайно.
«Мой путь начался в 2016 году, когда я стал вести блог в соцсетях и занимался экотоварами, экокосметикой. С 2020 года включился в активную общественно экологическую жизнь и сегодня мой стимул — четверо детей. Я хочу, чтобы они дышали чистым воздухом, пили безопасную воду и видели живую природу, а не полигоны отходов за окном. С 2013 года сортирую отходы и вижу, как все меняется каждый год в лучшую сторону. Живу в Санкт-Петербурге, у нас многопоточная система приема отходов, есть возможность сдавать стекло, пластик и алюминий раздельно. Что касается состояния природных объектов, меня беспокоят водоемы и берега рек, большое количество отдыхающих оставляют после себя пластиковый мусор, который загрязняет воду и попадает в пищевую цепочку в виде микропластика».
Собеседник делится тремя принципами из личного опыта по повышению осознанности:
1. Избегать радикализма. Не говорить людям: «Вы убиваете планету, природу надо спасать!». Вместо этого — практичные советы и истории: «Замените пластиковую щетку на бамбуковую — она дешевле в долгосрочной перспективе», «Сдавайте батарейки — в Челябинске их перерабатывают в полезные металлы».
2. Личный пример — и никаких нравоучений детям. Если вы сами откажитесь от нефтехимической косметики, продуктов из заменителей и суррогатов, от вредного фастфуда, магазинного хлеба, сахара и выпечки, начнете сортировать отходы дома — это намного эффективнее многочасовых бесед.
3. Игры вместо запретов: квесты, марафоны, конкурсы и викторины – они увлекают лучше любых лекций и уроков! Главное, тоже принимайте в них участие, а можете и организовать.
«Каждый может начать совершать маленькие несложные поступки»
У Фаины Филиной, эксперта по коммуникациям для бизнеса, трое детей, и однажды именно после разговора с ними о том, что многие изделия из пластика очень долго разлагаются, решила со своими домочадцами сортировать мусор и отвозить на переработку:
«Люди кидают бутылки и пакеты на землю, в лучшем случае — в мусорные баки... То есть мы все загрязняем наш город, нашу планету. И я стала интересоваться тем, как уменьшить это воздействие на экологию. Можно ведь делать простые вещи — к примеру, пить кофе на вынос без пластиковой крышки. А мы не задумываемся об этом. Раздельный мусор ведем всей семьей, раз в месяц возим мусор в пункт сбора, там все сортируем. Не сложно, зато все понимаем, что делаем вклад в экологию. Поменять сознание всех людей — тяжело, но каждый может начать совершать маленькие несложные поступки, и планете будет полегче».
Экология и духовность
Обычно все вопросы, связанные с защитой окружающей среды, адресуются экологам. Но только ли от их усилий зависит фактор сохранения природы и воспитание бережного отношения ко всему живому?
«Не могу не отметить и духовный аспект экологичного выбора в России, который ощутим: православная социальная концепция прямо утверждает «единство и целостность сотворенного Богом мира» и рассматривает заботу о природе как часть христианского подвига, что усиливает моральную поддержку волонтерских инициатив в приходах и монастырях. Для многих мусульман аналогичную роль играет принцип халифата — ответственного наместничества человека на Земле, а для буддистов и индуистов — учение о непричинении вреда живому. Религиозные общины организуют пункты приема вторсырья при храмах и мечетях, включают экоуроки в воскресные школы, демонстрируя, что бережное отношение к творению — это в первую очередь акт веры и любви, а не только расчет выгод», — говорит Вадим Петров.
В некоторых крупных монастырях, как, допустим, Валаамском, существуют целые экологические службы волонтеров, которые занимаются именно профильными задачами, что помогает не только поддерживать порядок на особо охраняемой природной территории, но и ответить на какие-то свои духовные вопросы.
«С детства привыкнуть гораздо проще»
«Экоактивист — горе в семье», — наверняка кто-то сталкивался с непониманием своих близких, когда начинал мыть и сушить у себя на кухне пластиковую тару (грязное сдавать нельзя), складировать макулатуру, чеки, батарейки и прочее вторсырье, чтобы отнести на переработку. Мол, все равно потом в одну кучу сгребут и сожгут. Разубедить таких ярых противников «лишней траты времени» бывает весьма сложно.
«Мне повезло, что члены семьи принимают этот образ жизни, а муж даже приносит вторсырье с работы — ему несложно, всем приятно. Самые «популярные» в семье категории: упаковка от сметаны и творожков, тетрапаки и бутылки от молока и сока, лотки для мяса, птицы и яиц, пакеты от хлеба, а еще картон, пленка, фольга, фломастеры, бумага... Раз в неделю посещаю ближайший пункт РСО на Чистых прудах. Хотелось бы и чаще, так как мы накапливаем минимум два больших пакета за 7 дней, но время не всегда позволяет. Представляете, какой это объем мусора за год?»
Действительно, стоит только начать сортировать отходы, вы убедитесь, какую малую часть составляет органика, все остальное — разнообразный пластик. Попробуйте хотя бы в течение месяца класть продукты в магазине в многоразовые мешочки: даже всего один человек не выбросит при таком подходе 50 одноразовых пакетиков!
«Я рада, что переработка вторсырья не ограничивается крупными городами, — продолжает Надежда Глушкова. — Во многих областных и районных центрах есть подобные пункты, и онлайн-сервисы тоже помогают. Рада, что вижу все больше сторонников сортировки мусора среди коллег-преподавателей университета и студентов. Еще радостнее видеть экскурсии для школьников в пунктах раздельного сбора отходов, с детства привыкнуть к этому гораздо проще. Важно понимать, что переработка мусора была и остается экономически невыгодной для российского рынка. Деятельность организаций, которые по сути определяют качество жизни нашей и наших детей в будущем, целиком и полностью зависит от финансовой поддержки администрации и людей, сдающих вторсырье. Просто начните, и уже этим вы сделаете свой вклад в будущее!»
Вадим Петров наоборот считает, что положительная динамика именно бизнес-составляющей есть:
«Федеральная статистика фиксирует поступательное движение отрасли. В 2024 году 53-54 % российских ТКО прошли сортировку, а доля фактической утилизации достигла 8-14 % при общем объеме 47,5 млн тонн; еще пять лет назад на переработку направлялось менее трети потока. Бизнес модель отрасли медленно, но становится прибыльнее — рентабельность компаний обрабатывающего сегмента растёт на 1,4 % в год».
Он предлагает повышать экологическую осознанность через:
- раннее образование;
- обязательную маркировку и возвратную тару;
- удобную двух- или трехпоточную инфраструктуру «у подъезда»;
- налоговые льготы на установку домашних компостеров и диспоузеров (измельчителей);
- расширенную ответственность производителя.
А главным фактором называет публичную статистику, которая подтвердит, что раздельно собранные фракции действительно доходят до переработчиков.
Экотакси в Воронеже и акции в Подмосковье
Если вы не идете сдавать мусор, за ним приедут. Пандемия, как ни странно, способствовала появлению нового вида сбора вторсырья для воронежцев. Привычные формы привлечения внимания, как фестивали и акции, которые обычно посещали до 300 горожан, оказались под запретом. Но представители экодвижения нашли выход.
«Когда в 2020 году массовые сборы стали невозможны из-за пандемии, мы запустили новое направление для Воронежа – экотакси. Для контейнеров с разными видами вторсырья сняли склад, куда приезжали и волонтеры, и все желающие. Сегодня в Воронеже работают три экоцентра, два из них принимают вторсырье. Продолжает работать экотакси, в разных районах раз в месяц открываются временные пункты приема. В торговых центрах стоят контейнеры для батареек и пластиковых крышек».
Сама экоактивистка сдает отходы раз в месяц. И недавно уговорила подругу после ремонта в квартире отвезти посуду и книги в экоцентр, сдать металл, а одежду передать на переработку. Безусловно, лучше дать вещам вторую жизнь, чем отправить на мусорный полигон.
«Экологичное потребление в России уже заметно связано с живой гражданской инициативой. Крупнейшие волонтерские сети «РазДельный Сбор» и «Собиратор» за 2024 год провели тысячи выездных приемов вторсырья: к работе подключились 1 758 волонтеров, 29 984 участника акций и собрано свыше 10 000 мешков отсортированных отходов объемом 120 литров каждый. Такие проекты охватывают более 50 муниципалитетов и, что особенно важно, демонстрируют, что инфраструктуру для раздельного сбора могут создавать сами горожане при поддержке бизнеса и муниципалитетов. Практика «низовой» сортировки подпитывается сочетанием ценностных и прагматичных мотивов», — говорит Вадим Петров.
В Подмосковье весьма деятельные волонтеры. В любую погоду в Раменском с 2015, а в Быково с 2018 года дважды в месяц по субботам проводятся акции.
«В августе этого года мы отметим юбилей — 10 лет! Мы провели 179 сборов. Волонтеры — это неравнодушные к экологии и знающие о проблеме перепотребления люди. Есть те, кто волонтерит с самого начала проведения акций, и те, кто присоединяется. Обычно просим помочь в наших социальных сетях — люди откликаются! После акции вторичные ресурсы направляем заготовителю в Москву. Он накапливает большие объемы — привозят после акций, проводимых и в других районах столицы и Подмосковья. Когда накапливается большая партия, вторсырье едет на заводы по переработке. Из собранных вторичных ресурсов получаются новые товары, мы их можем встречать в нашей повседневной жизни».
Наталья Фролова, руководитель отдела в IT-компании, волонтерит по своим выходным дням в Быково, где 19 июля состоялась уже 100-я акция. Говорит, что люди приходили всегда, а самое большое число участников на ее памяти — 230 человек самого разного возраста, от пенсионеров до школьников. Алгоритм действий такой же, как и в Раменском. Волонтер объяснила, что из PET-бутылок производят новые емкости для жидкостей и ткани, а из мягких пакетов и тюбиков — тротуарную плитку. В волонтерских группах в социальных сетях всегда можно ознакомиться с правилами подготовки и сортировки отходов к сдаче.
В городе Котельники буквально на одной улице были обнаружены два контейнера для одежды, обуви и игрушек. Один рядом с домом №2 во 2-ом Покровском проезде, а другой примостился у пешеходного перехода рядом с культурным центром, через дорогу от входа в парк старинной усадьбы «Белая дача».
Кстати, удивительно, но представители частного бизнеса тоже ратуют за экологичный подход.
«Работая в ювелирной сфере, я увидела другую сторону добычи алмазов: огромные карьеры, разрушенные экосистемы, иссушенные озера — ради одного камня. Сегодня радостно видеть, что все больше людей осознанно сортируют отходы, а по Москве появляются новые «колокольчики» для раздельного сбора. В нашем офисе сортировка тоже стала привычкой: мы сдаем множество фракций вторсырья — пластик, бумагу, батарейки и даже необычные вещи, например, палочки для мороженого или линзы».
Понятно, что вопрос все равно остается открытым: когда же каждый человек для себя решит заботиться о природе по силам и возможностям?
«Сегодняшний тренд ясен: там, где гражданская ответственность, экономический расчет и духовная культура сходятся, инфраструктура раздельного сбора укореняется быстрее, а природные системы получают шанс на восстановление», — резюмирует Вадим Петров.
Представитель Минприроды предлагает распределить задачи:
- от ученых, экономистов и юристов ждут четких регламентов и прозрачных механизмов поддержки, чтобы каждые домохозяйство, приход или предприятие могли без лишних барьеров включиться в экономику замкнутого цикла;
- задача общества — ощутить ценность природы как безусловного дара и общенационального капитала.
И вашим личным вложением в этот капитал, которое не будет стоить абсолютно ничего для вас в материальном смысле, может стать простое действие — убрать за собой весь мусор в городе или на природе и отвезти в положенное место. Давайте жить чисто, в конце-то концов.