on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Фильм «Дракула» Люка Бессона: от романтической драмы до готического блокбастера

15/09/2025 — 18:57

Есть ли жизнь после смерти? А что, если ты уже — мертвец? Новый фильм Люка Бессона — это не просто авторская экранизация романа Брэма Стокера «Дракула». Режиссер, известный своими яркими и эмоционально насыщенными проектами, превращает готическую легенду в трагическую историю о человеке, для которого чувственная любовь оказалась важнее собственной души. Фильм на киноэкранах с 11 сентября.

Восточная Европа, XV век. По сюжету, князь Валахии, граф Влад II Дракула, верно служит Господу Богу и воюет во имя Его. Он до безумия влюблен в свою жену, принцессу Елизавету. Во время победоносной для Влада войны принцесса погибает за пределами своего замка, попав в подстроенную засаду. Убитый горем граф просит Бога совершить чудо и воскресить его возлюбленную, но ответа не получает. Тогда он в ярости совершает страшное кощунство — сломав древко креста, убивает им служителя Господа. Он отрекается от Бога, обрекая себя на проклятие – вечной жизни в облике страшного вампира и вечных поисков своей принцессы. Спустя 400 лет ожидания Дракула встречает девушку Мину, точь-в-точь похожую на Елизавету…

Люк Бессон
Продюсер и режиссер

«Роман Стокера, по сути, представляет собой историю любви, хотя традиционно читателей больше захватывала его фантастическая и «кровожадная» сторона. Со временем Дракула стал мифическим монстром. Для меня же он, прежде всего, человек, который способен ждать 400 лет, чтобы вновь увидеть свою возлюбленную. Когда я это понял, сразу захотел написать сценарий — сначала даже без намерения снимать, но потом так увлекся, что решил сам режиссировать фильм. В произведении герой превращается в летучую мышь, волка, крысу, туман. Мне показалось, что все эти сверхъестественные способности не делают его интереснее. Вдохновлялся я скорее образом «денди-эстета», чем мрачным Носферату — мистическая сторона персонажа слабо меня интересовала».


Исторические реконструкции

Бюджет картины — более 40 миллионов евро — позволил воплотить замысел режиссера в особо крупном масштабе: величественные декорации, потрясающие исторические костюмы – детально проработанные от главных героев до массовки (созданы под руководством художника Корины Бруан), визуальные эффекты и CG-анимация.

Сеттинг фильма — локации Франции и Финляндии (для снежных пейзажей). Создание готических образов и атмосферы Бессон поручил художнику Югу Тиссандье, знаменитому своими грандиозными проектами. Под его руководством были возведены декорации — монументальный замок графа площадью 4 000 кв. м, ставший одним из центральных бэкграундов картины. 

Замок Дракулы — это не просто декорация, а почти символический персонаж. Его архитектура отсылает к величию парижского Нотр-Дама (католическому Собору Парижской Богоматери). Фасад с круглой розеткой окна, витражи и устремленные ввысь готические формы напоминают собор, но являются его антиподом — лишенным благодати.

Горгульи и химеры

Любопытны сделанные при помощи технологий трехмерной компьютерной графики анимационные прислужники Дракулы (в его замке)  – горгульи и химеры. Они подчеркивают демонизацию пространства – в архитектуре Нотр-Дама горгульи (демоны и бесы) остаются снаружи храма, размещаясь на колоннах – символизируя то, что бесы, в отличие от ангелов, не переносят Божественного света  - и не могут войти внутрь (поджидая людей снаружи).

В фильме же они живут внутри, служа хозяину замка, и в неактивном состоянии тоже располагаются на капителях колонн интерьера. Полностью смоделированные при помощи CG, у меня они вызвали визуальные ассоциации в том числе и с мангалорами, из более раннего фильма Бессона — «Пятый элемент»(1997). Но в той истории специалисты использовали сложный грим и аниматронные маски для актеров.

Маскарад, аромат и мелодия

Бессон играет с культурными цитатами. Картина открывается крупным планом музыкальной шкатулки — символом страсти графа Влада Дракулы к своей возлюбленной. Елизавета запускала ее, когда ей нужен был ее князь. Эта мелодия, проскальзывающая сквозь фильм, связывает настоящее и прошлое, словно музыкальная нить, протянутая сквозь 400 лет поисков. Мне напомнила тему мечты из кинофильма «Облачный атлас» (2012), созданного Томом Тыквером, Ланой и Эндрю Вачовскими.

Не менее любопытна линия «аромата Дракулы» — прямая перекличка с образом Жана Батиста Гренуя из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) режиссера Тома Тыквера (по одноименному роману Патрика Зюскинда). Но если Гренуй стремился покорить мир запахом, то Дракула Бессона создает свою версию эссенции для поиска любви, преодолевшей саму смерть.

Сцена парижской ярмарки-карнавала, куда Мину увлекает обращенная вампирша Мария, по размаху и флешбекам вызывает аллюзию на масштабные народные гуляния Масленицы «Сибирского цирюльника» (1998) Никиты Михалкова. Лихое опрокидывание двумя девушками (Мина и Мария) алкогольных шотов, театральные куклы, финальный фейерверк. Но если у Михалкова это – день, в прямом и переносном смыслах, то у Бессона — ночь и аттракционы с призраками.

Главные роли

Мощная сила фильма — его актерский состав. 

Калеб Лэндри Джонс
Актер, исполнитель роли графа Дракулы

«Когда я впервые прочитал сценарий, меня поразила необычайная мягкость героя — качество, которого обычно не ожидаешь от Дракулы. Именно эта черта придает его любовной истории магическое измерение, которое должно затронуть зрителей. В подходе Люка к романтической линии есть подлинная искренность, которой, на мой взгляд, не хватало прежним экранизациям романа. Потому что, даже если герой является сверхъестественным существом, в его чувствах должна быть правда».

Калеб Лэндри Джонс («Догмен», «Нитрам», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), на мой взгляд, наиболее удачное попадание в образ графа Дракулы. Трансформации его персонажа потрясающи внешне и внутренне, визуально — не без помощи пластически сложного грима. Мастерски удалось создать два образа Влада Дракулы – жутковато-притягательный и трагический образ молодого богоборческого человека, готового прождать вечность ради одной встречи, и образ отвратительного в своем демоническом величии старика, в которого граф превращается при условии отсутствия в его рационе свежей крови. В реальности же актер – улыбчивый веснушчатый и рыжеволосый парень.

Кристоф Вальц («Джанго освобожденный», «Бесславные ублюдки», «Не время умирать») в роли священника привносит в историю легкую нотку иронии и холодное спокойствие, а Зои Блю Сайдел («Жесты любви», «Институт Роузвуд») в роли Мины-Элизабет и Матильда де Анджелис((«Леонардо», «Отыграть назад», «Закон Лидии Поэт») в роли вампирши Марии делают женские образы живыми (даже если ты мертвый) и эмоционально наполненными. Блистательны крупные планы идущей Мины-Элизабет с флешбеками в прошлое – резкими моментальными врезками (которые мелькают бэкграундом).

Музыкальный ряд

Отдельно стоит отметить музыку Дэнни Эльфмана. Его партитура, созданная в лучших традициях работ с Тимом Бертоном, превращает каждую сцену в театральное действо. В финале — когда Дракула рассыпается в пыль и клубящимся облаком растворяется в солнце — возникает прямая ассоциация с финальной сценой кукольного фильма «Труп невесты»(2005) Тима Бертона, где несчастная Эмили из мира мертвых рассыпается в облако бабочек, возносящихся к лунному светилу. У обоих режиссеров это кульминация трагического и поэтического освобождения.



Чудовище или страдалец?

В своей интерпретации Бессон показывает Дракулу не прирожденным чудовищем, а человеком-отступником, сознательно делающим выбор. Эта история о роковой страсти, ради которой граф Влад добровольно отрекается от высшей Божественной любви в пользу человеческой. Тут больше не о вампирах, а о неудовлетворенном желании и гневе, превращающем человека в монстра.

«Дракула» Люка Бессона — авторское переосмысление классического мифа. Возможно, он разочарует тех, кто ждет привычного хоррора, но наверняка зацепит зрителей, которым важнее природа чувственности, чем хлещущая кровь на экране.

В моем понимании финала картины Дракула прахом растворяется в вечности, так и не удовлетворив свою ненасытную страсть. Но освободив от нее Мину-Элизабет.

Поделиться:
Необычная судьба сибирского самородка. Кинооператор и фотограф Анатолий Заболоцкий отмечает 90-летие

Необычная судьба сибирского самородка. Кинооператор и фотограф Анатолий Заболоцкий отмечает 90-летие

Зритель принял и полюбил его с первых ролей. 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Лаврова

Зритель принял и полюбил его с первых ролей. 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Лаврова

Народный артист Азербайджана Гаджи Мурад Ягизаров умер на 87-м году жизни

Народный артист Азербайджана Гаджи Мурад Ягизаров умер на 87-м году жизни

История казахстанского кино: от эвакуированных студий до современных павильонов

История казахстанского кино: от эвакуированных студий до современных павильонов