Америка. Звездные войны 2. Как остановить гонку ядерных вооружений?
В феврале 2026 года истекает срок действия главного документа, который сдерживает расширение ядерных арсеналов, — СНВ. Россия готова и дальше следовать его принципам, чтобы не допустить новой гонки вооружений, заявил президент России Владимир Путин. Но готовы ли Соединенные Штаты к этому, выясняла политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
«Срок действия ДСНВ истекает 5 февраля 2026 года, что означает скорое исчезновение последнего международного соглашения о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы».
Соломинка, за которую держался мир. 15 лет Договор о сдерживании наступательных вооружений тормозил смертоносную гонку между сверхдержавами. Договор, получивший название СНВ-3, подписали в 2010-м в Праге. Стороны обязались сократить и ввести потолок для своего наступательного оружия: 800 носителей, среди которых ракеты большой дальности, подводные лодки и бомбардировщики, из них 700 развернутых, то есть находящихся в войсках или на боевом дежурстве, и 1550 ядерных боезарядов для них.
«Очень важный момент, который сейчас стоит на паузе, это то, что договор предусматривал достаточно большое количество различных уведомлений о деятельности стратегических ядерных сил, а также инспекционную деятельность», – рассказал руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН, член РСМД Дмитрий Стефанович.
С одной из инспекций на завод по утилизации ядерного оружия в Пермском крае приезжал Барак Обама. Тогда еще сенатору от Иллинойса показали, как пилят ракеты, напоили водкой, накормили борщом и «крайне подозрительной», как он писал в своей книге, заливной рыбой. Два года назад взаимные инспекции прекратились.
«Приостановка участия России в этом договоре при сохранении потолка была связана как раз с максимально враждебной политикой США», – отметил Дмитрий Стефанович.
Главные пункты договора об ограничениях оружия Россия выполняла неукоснительно. Москва и дальше продолжит это делать, если подобное обещание дадут и США.
«Чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ», – заявил Путин.
Предложение Владимира Путина поддержали Китай и Беларусь.
«Россия в этот момент протягивает руку всем: давайте договариваться. Не можете сегодня — давайте на год продлим договор и договоримся. Я с большим удовольствием услышал это предложение Владимира Владимировича и абсолютно его поддерживаю. Трамп, вот я его послушал в Организации Объединенных Наций, — бунтарь, в хорошем смысле слова, и революционер. Он однозначно поддержит эту инициативу. И потом, у Трампа большая семья. И что мне нравится, он любит семью, ценит семью. Ценит детей! И он знает, к чему может привести глобальное столкновение и война».
«Нет сегодня на планете угрозы большей, чем самый опасный и разрушительный из созданных человеком видов оружия, которого, как вы знаете, у США много. Мы хотим добиться прекращения разработки ядерного оружия. Нельзя допустить его применения. Если мы когда-либо его применим, это может стать концом мира. Не будет никакой ООН, не будет ничего».
Вопреки мирному характеру заявлений Трампа, большая часть американской оборонки выходит за рамки СНВ-3, в том числе проект системы ПРО «Золотой купол», включающий в себя средства размещения ядерного оружия в космосе.
«Купол они могут строить вне зависимости от СНВ под предлогом того, что они хотят защититься от Ирана и Северной Кореи, не от нас, хотя фактически, конечно, от нас. Нас, конечно, беспокоит прежде всего космический эшелон. Размещение оружия в космосе — это для нас красная линия».
Попытки включить космос в ядерную гонку американцы предпринимают не впервые. В 1980-х за это отвечала «Стратегическая оборонная инициатива» — СОИ. В случае советской ядерной угрозы американские спутники-перехватчики должны были выводить на траекторию вражеской ракеты ядерные лазеры, которые бы просто выжигали боеголовку еще до отделения. Стратегическая оборонная инициатива создана так и не была. Программу свернул президент Билл Клинтон. Но некоторые разработки легли в основу современной американской системы ПРО. Она стоит на вооружение США и их союзников. Большинство экспертов и сегодня считают СОИ величайшим космическим блефом в истории. В 1980-х лазерные технологии находились еще в зачатке, и представленное Рейганом выглядело настолько фантастическим, что проекту сразу дали прозвище в честь киноэпопеи Джорджа Лукаса.
«Жаль, что кто-то назвал это «Звездными войнами», потому что это не так. Это просто попытка найти защитное оружие, чтобы избавиться от мысли, что нашим сдерживающим фактором должна быть угроза возмездия, будь то со стороны русских по отношению к нам или с нашей стороны по отношению к ним. Угроза уничтожения миллионов людей с помощью ядерного оружия».
Стратегическую оборонную инициативу Рональд Рейган презентовал спустя полгода после того, как Юрий Андропов лично пообещал американской девочке Саманте Смит, что СССР никогда первым не применит атомную бомбу. Но ядерная гонка длилась уже больше трех десятков лет. И никто не хотел уступать первенство в новейших видах вооружений.
Ракета Р-9А у Центрального музея Вооруженных сил в Москве. Первая отечественная, где вместо топлива использовали переохлажденный жидкий кислород. Это вдвое уменьшало стартовую массу, позволяло заполнять бак всего за 20 минут и поддерживать ракету в боевом состоянии несколько часов без дозаправки. Но самым главным преимуществом было то, что по своим характеристикам Р-9А превосходила американскую кислородно-керосиновую ракету «Титан-1».
На всем протяжении холодной войны Москва и Вашингтон пытались договориться. Соглашения были не без изъяна, и гонка продолжалась. В 1972 году запретили наращивать количество межконтинентальных баллистических ракет, но не ограничили число боезарядов на одном носителе.
В 1979-м установили потолок по количеству ракет и вводу новых шахт. Но не включили в запрет ракеты средней и меньшей дальности. Их уничтожили соглашением 1987 года. СССР — 1846 штук, США — 846.
Договор СНВ-2 запрещал России использовать свое самое мощное оружие — ракеты «Воевода» с разделяющимися боеголовками, которые в НАТО прозвали «Сатаной». Хотя ближайшая по характеристикам американская ракета «Миротворец» под запрет не попадала.
К началу 1990 годов ядерная гонка достигла пика: Советский Союз имел 40 тысяч боезарядов, Америка — 23 тысячи. Тогда ограничения и сменились радикальным сокращением вооружения. СССР и США за семь лет на треть опустошили ядерные арсеналы. Но все равно остались главными ядерными державами планеты.
По оценке Стокгольмского института исследования проблем мира, ядерным оружием сегодня обладают девять государств: вместе это больше 12 тысяч боеголовок. Крупнейший в мире ядерный арсенал у России — 5400 ядерных боеголовок. На втором месте США — 5100. Дальше следуют Великобритания — 2200, Франция — 290, Китай — 600, Индия — 180, Пакистан — 170, Израиль — 90, КНДР — 50.
В ядерной гонке сверхдержавы практически достигли паритета. Но Вашингтон жаждет преимущества. В США не раз заявляли, что СНВ-3 не отвечают новым вызовам. Любое будущее соглашение по контролю над вооружениями должно включать Пекин.
«Но Китай сразу сказал, что он участвовать не будет по очень простой причине. Вообще, заключение договора в области контроля над вооружениями, особенно ядерными вооружениями, это договоры равных. И самое главное, американцы хотят включить в зачет наше нестратегическое ядерное оружие, у нас его значительно больше, кратно больше, чем у американцев».
В администрации Трампа заявили, что предложение Владимира Путина о соблюдении условий договора еще год звучит «довольно хорошо». И американский лидер скоро выскажется по этому вопросу.
Но судя по тому, что пауза длится уже неделю, в Белом доме пока нет единого мнения по этому вопросу. Одна сторона выступает за выход из СНВ-3 и наращивание арсенала. Другая предостерегает: на фоне явного прогресса Москвы и Пекина в области гиперзвуковых технологий новую гонку вооружений США лучше не затевать.