Не защищен ни один уголок земного шара: эксперт рассказал, где чаще происходят землетрясения и что их может спровоцировать
Землетрясение в провинции Себу на Филиппинах повлияло на жизнь 170 тысяч человек. Около 20 тысяч из них были вынуждены покинуть свои дома, а в целом пострадали свыше 290 человек. Это уже пятнадцатое крупное землетрясения в мире за 2025 год. Почему же происходят землетрясения, что влияет на их возникновения и где они чаще случаются — в разговоре MIR24.TV с экспертом по стратегическому управлению ICS Consulting, членом научного совета ППК «Российский экологический оператор», членом научного совета Росприроднадзора Ильей Рыбальченко.
Землетрясениями называют происходящие под земной поверхностью толчки и колебания, спровоцированные процессами геологической трансформации планеты. При этом человеческая деятельность отчасти тоже может стать «триггером» для их возникновения, как говорит эксперт.
«Основная движущая сила — тектоника плит: напряжение на границах, накопление деформации, затем внезапный разрыв — это классика. Однако климат и поверхность Земли все же может влиять на «триггерность» — не на мощность, а на время срабатывания».
Что важно: таяние ледников снимает нагрузку (массу льда) с коры, что может перераспределить напряжения в земной коре и ускорить движение литосферных блоков.
«Одновременно с тем и человеческая деятельность — добыча нефти и газа, фрекинг, закачка сточных вод, дамбы — может спровоцировать локальные индуцированные землетрясения», — объясняет эксперт.
В настоящее время наука может предсказать многие погодные явления, но только не землетрясения. Существуют методы обнаружения изменения сейсмической активности и деформаций в земной коре, что указывает на повышенную вероятность землетрясения. Но на основе этих методов нельзя сказать его точное время или место. Поэтому у ученых нет достаточного и важного понимания условий — горных пород, минералов, жидкостей, температур и давлений — на глубинах, где землетрясения начинаются и усиливаются, чтобы иметь возможность их предсказать.
Участились ли землетрясения в мире? На этот вопрос Илья Рыбальченко дает однозначный ответ:
«Сначала важно отметить: глобальные научные обзоры не подтверждают уверенно тренд на значительное увеличение числа землетрясений по всему миру. Многие записи «роста сейсмичности» — результат роста числа сейсмометров, улучшения чувствительности сетей и усиления внимания публики».
Тем не менее в конкретных регионах — Филиппины, Япония и Индонезия — подвижки могут усиливаться. Там активны тектонические границы, субдукционные зоны и разломы. А недавнее землетрясение на острове Себу (Филиппины) магнитудой 6,9 — напоминание, что зона «кольца огня» остается опасной.
«Так что ощущение «участилось» — реальное, но локальное. На глобальном уровне статистика пока не дает однозначного ответа, — подчеркивает в интервью MIR24.TV Илья Рыбальченко. — С ростом глобального нагрева и ускоренным таянием ледников — особенно в высоких широтах и горах — возможно увеличение «частоты» умеренных землетрясений или сдвиги сроков крупных событий в тех же зонах. Но говорить о повсеместном скачке катастроф — преждевременно».
От землетрясений не защищен ни один уголок земного шара, напоминает Илья Рыбальченко. Однако чаще всего они происходят в местах стыков литосферных плит.
Так, где же будет «трясти»?
«Вероятные регионы: зоны субдукции, разломы континентальных плит, островные дуги — Филиппины, Япония, Индонезия, Тихоокеанское «кольцо огня». Эти регионы уже напряжены, и там возможны сильные события», — подчеркнул Илья Рыбальченко.
В России наиболее сейсмически активны Камчатка и Курильские острова, которые являются частью Тихоокеанского пояса землетрясений. Иногда «трясет» Кавказ, Поволжье, Алтай, Западную и Восточную Сибирь. В целом же большая часть страны находится в сейсмически спокойной зоне.