Остров невезения. Почему власть на Мадагаскаре меняется чаще, чем времена года?
Есть такая традиция — свергать национальных лидеров. Это про Мадагаскар, власть на острове взял в руки настоящий полковник, командир спецподразделения CAPSAT Майкл Рандрианирина. Он уже пытался организовать мятеж два года назад, но тогда не сложилось. Впрочем, сама попытка осталась фактически безнаказанной, и вот теперь успех. Политический обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова разбиралась, почему власть на Мадагаскаре меняется чаще, чем времена года.
Пушистый символ Мадагаскара. Лемуры — это эндемики острова. То есть в дикой природе живут только там. Этого зовут Вася. Он москвич. Родился и вырос в России. Ему шесть лет. По человеческим меркам подросток.
«На Мадагаскаре очень много видов лемуров живет. Это отдельный вид лемуров – капа. Они отличаются от других лемуров тем, что ночью он спит, как человек. У него нежные лапки, он как маленький ребенок тебя трогает», — рассказала Ариана, сотрудница «Лемур-кафе».
И этих милых созданий жители Мадагаскара едят. Не от жизни хорошей.
С едой на острове туго. Страна хоть и аграрная. Но посевы часто гибнут от жары или наводнений. Четыре года назад несколько миллионов жителей спаслись от голодной смерти, поедая саранчу. Другой еды просто не было. Население острова — 31 млн человек. И 90% из них живут в хижинах, доехать куда тот еще экстрим.
Вместо дорожной техники – люди. Ведрами и лопатами расчищают путь для проезда. Ручной труд на острове — дело обычное. За два доллара в день женщина дробит щебень. И за такие гроши работает большая часть населения, средняя месячная зарплата на острове — 65 долларов. Вот сфера услуг по-мадагаскарски — уличная прачка. Вещи разных людей в одном тазу. С водой в столице напряженка.
В столице Антананариву живут всего 3 млн человек, или 10% всех малагасийцев, так называют жителей Мадагаскара. Горожане и вышли на протесты после того, как начались перебои с водой и электричеством.
Протесты стали кровавыми. От действий полиции погибли 22 человека.
«Весь народ больше не может этого выносить. Наша семья страдает, все страдают. Он должен уйти, вот о чем мы просим!»
«Каждый третий житель острова сидел без света в этом октябре. Не потому, что это какая-то диверсия или правительство отключило. Во-первых, износ. То есть французы получали все прибыли, но они ничего не инвестировали».
Бывшая французская колония получила независимость в 1960 году. Но по факту все еще находится под протекторатом. Крупным бизнесом управляют иностранцы. Выращивание, сбор и обработка той же ванили находится в руках чужестранцев. Для местных работа на них считается престижной, потому что оплата стабильная, по доллару в день, еще и кормят.
Бурбон ваниль – бренд острова. До того как она попадет на прилавок, проходит 10 месяцев. Стручки ванили сначала выращивают на плантациях. Потом срезают и ошпаривают кипятком. После предстоит долгий процесс сушки. Иногда он доходит до трех месяцев. На долю Мадагаскара приходится 80% мирового экспорта ванили. Только США покупают этой специи в год на 82 млн долларов.
Французские бренды отшивают на Мадагаскаре одежду. Швеям здесь платят в два раза меньше, чем в Бангладеш, 48 долларов в месяц.
Президенты Мадагаскара меняются так же стремительно и часто, как времена года. Андри Радзуэлина, как только на сторону протестующих перешла армия, бежал из страны. Его эвакуировали на французском военном самолете.
«Кто такой сам Радзуэлина? Ему, в общем-то, обижаться не на кого, потому что он точно так же в 2009 году пришел к власти в результате переворота, гораздо более кровавого и жесткого, чем сейчас. Сейчас это просто детские бирюльки», — считает Дарья Митина.
В 2009 году Андри Радзуэлина был мэром столицы. Тогда ему было 35 лет. Бывший ди-джей, сын военачальника умело дирижировал толпой.
«Мальчик с золотой ложкой во рту. У него и отец был большим начальником, и дед был большим начальником. И как раз вот нарекание простых людей, которые выходят на улицы, как раз именно связаны с отрывом, так сказать, от почвы. Когда ты ездишь на лимузине, из Парижа привозят черную икру, а люди сидят без света», — отметила Дарья Митина.
Новым главой Мадагаскара стал полковник армии Майкл Рандрианирина. Ему подчиняется спецподразделение CAPSAT. Элита мадагаскарской армии. Все склады с оружием и техника находятся во введении CAPSAT. Причем два года назад полковник уже пытался устроить военный мятеж, но дальше подготовки дело не пошло. А самому мятежнику и погоны оставили, и наказали мягко — дали всего год условно.
«Нам, военным, пришлось взять ответственность на себя, потому что в стране ничего не осталось: ни президента, ни правительства».
Люди военные уже возглавляли Мадагаскар четыре раза. И каждый раз забирали власть силой. Это было в 1970-х годах. После того как президентом стал Дидье Рацираку, на острове перестали бунтовать. Его называли «красным адмиралом». Потому что служил во флоте и дружил с Москвой.
«Эта дружба, это были не пафосные ритуальные поцелуи под камерой, это была совершенно реальная помощь специалистами и инженерами, техническим составом и прямые финансовые инвестиции», — рассказала Дарья Митина.
Во многом благодаря советской помощи Рацирака правил на острове стабильно долго с 1975 по 1993 годы. В разгул демократии проиграл на выборах. Но через три года вновь вернулся в большую политику. Привычным для себя методом – организовал протесты. Хватка военного с годами слабла. В итоге его выгнал из страны, опять же при помощи толпы, производитель молока Марк Равуламанана. Тот самый, кого в 2009 году сместил нынешний беглец. У Андри Радзуэлины, как выяснилось, два паспорта. Бежавший президент Мадагаскара еще и гражданин Франции.
Ему уже объявили импичмент. А новый президент принес присягу. Только видели ее немногие. Телевизоров в стране мало, а доступ к электричеству имеет только у 13% населения. А народная молва, как и цивилизация, еще не скоро доберется до деревень. Туда, где самый главный праздник – день почитания мертвых.
Ритуал переворачивания костей. Останки достают из склепа. Заворачивают их в новую ткань. Танцуют с ними и веселятся. На такие семейные даты, а они происходят раз в семь лет, собирается вся деревня. Чтобы устроить пиршество, хозяева часто залезают в долги.
Но традиция есть традиция. Пожалуй, это самое постоянное, что есть на Мадагаскаре.