Федор Попов: молодым режиссерам необходимо своеобразие, они должны держать удар
Накануне проведения Международного студенческого фестиваля ВГИК журналист MIR24.TV поговорил с генеральным директором Продюсерского центра «ВГИК-Дебют», режиссером и продюсером Федором Поповым. О том, должно ли современное российское кино формировать смыслы и как молодому режиссеру не потеряться в профессии, читайте в нашем материале.
— Федор Максимович, для начала хочу спросить о работе Продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Какие проекты нельзя обойти вниманием?
Федор Попов: «ВГИК-Дебют» был создан 15 лет назад. Первую картину мы сняли в 2014 году, это «Вакантна жизнь шеф-повара» — дебют в полнометражном кино выпускника ВГИКа Рустама Ильясова. Мы были в каком-то смысле пионерами: тогда практически не было студий, специализировавшихся только на дебютном кино.
Дело в том, что режиссерский дебют — это всегда огромный риск; бытует мнение, что из 10 дебютов удачными оказываются один-два. Но я горжусь тем, что у нас процент попадания остается высоким. Думаю, порядка 70% наших дебютов заметны, успешны или очень успешны. К примеру, — это дебют Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Бык» Бориса Акопова, «Ласточка» Малики Мухамеджан, «Ада» Станислава Светлова, «У самого Белого моря» Александра Зачиняева, «Сумма квадратов катетов» Киры Фрайнхайт, «Времена года». Максима Шабалина, «Тайное влечение» Стаси Толстой и многие другие. Все эти фильмы собрали множество призов на российских и международных фестивалях.
Мы открываем новых режиссеров и авторов, которые уже создают и будут создавать будущее отечественного кинематографа.
— На Международном студенческом фестивале ВГИК участвуют работы не только российских студентов, но и представителей десятков стран мира. Как прошел отборочный этап юбилейного конкурса? Какие тенденции наблюдаются сегодня в киноработах молодых режиссеров?
Ф.П.: На сегодня у нас отобраны заявки из 42 стран, это 58 фильмов из 47 киношкол. Всего подано 492 заявки. Отбор продолжается. Это страны из всех континентов мира, кроме Антарктиды. Из Индии и Китая, например, получено более десятка заявок.
— Кстати, в 2024 году жюри фестиваля возглавлял режиссер Эмир Кустурица. Произошли какие-либо изменения в судейском корпусе? Расскажите, кто будет оценивать работы.
Ф.П.: Конечно, изменения произошли. Состав экспертов меняется каждый год, но для Эмира Кустурицы мы сделали исключение — в этом году он снова председательствует. Также в составе жюри — режиссер Гао Сюнцзе (Китай), телеведущая и журналист Мария Лемешева, актриса Дарья Екамасова, сценарист и режиссер Мелик Сарачоглу (Турция), режиссер Жора Крыжовников, кинопрограммист Каника Катьял (Индия), актер Андрей Казаков.
— Уже несколько лет в рамках фестиваля «ВГИК-Дебют» вручается специальный приз в номинации «Перспектива». А что означают большие творческие надежды лично для вас? Каких решений ждете от молодых участников?
Ф.П.: Любое самое объективное жюри - это некоторое количество субъективных мнений. У нас очень достойное жюри, одновременно работает студенческое жюри и присуждается приз зрительских симпатий. Но, несмотря на это, мы решили ввести дополнительный приз «Перспектива». Это уже наша «субъективная» оценка молодого режиссера, его потенциала «потянуть» полнометражный дебютный фильм.
Дело в том, что работа режиссера заключается еще и в умении организовать процесс, что называется «держать удар», преодолеть все препятствия, с которыми он встречается на пути реализации своего замысла. Не все режиссеры, снявшие удачный короткий метр, готовы к длинной дистанции. У большинства из наших картин, которые считают успешными, был непростой путь. И много молодых людей из числа создателей этих фильмов сталкивались с большим количеством самых разных, неожиданных для них трудностей. Важна воля, упорство. Важна и психологическая устойчивость и гибкость. Вручая специальный приз в номинации «Перспектива», мы стараемся, насколько это возможно, учитывать еще и эти качества.
— Каков средний бюджет дебютных фильмов, представленных на фестивале? Понимаю, история каждого, наверное, индивидуальна. И тем не менее?
Ф.П.: У каждой картины свой бюджет, свои сложности и свои возможности. Вопрос не ко мне, скорее — к авторам. Кроме того, кто-то учится на бюджетном обучении, у них есть одни возможности. А кто-то — на коммерческих условиях. Все совершенно по-разному.
— Какое кино хотелось бы увидеть в скором будущем лично вам? Должно ли сегодня кино формировать смыслы?
— Мне бы хотелось видеть разное кино. Но, любое кино обязательно должно содержать в себе смыслы, развивать, художественный вкус, образовывать, воспитывать зрителя. И при этом кинематограф должен еще и зарабатывать, окупаться. Очень не простая задача. И уж точно не один год. Кстати, в СССР, например, эта задача успешно решалась.
— Как молодому режиссеру не потеряться в профессии?
Ф.П.: Необходимо сохранять индивидуальность. У автора должно быть свое лицо. Если мы говорим о кино как о культурном явлении, режиссеру необходимо своеобразие. По сути дела, мы смотрим фильмы по двум причинам: интересное содержание, а это и есть смыслы, и увлекательный способ подачи.
