Спектакль «С любимыми не расставайтесь»: любовь и прочие неприятности на Исторической сцене Подвального Театра Табакова
«Ночь темна, бежит дорога – катится луна. От порога и до Бога – ночь темна». 30 октября 2025 года Театр Олега Табакова представил первую премьеру на обновленной Исторической сцене Подвального театра, и сделал это дерзко — через смелый сценический язык. Спектакль «С любимыми не расставайтесь» по знаменитой пьесе драматурга Александра Володина звучит как откровение. Постановка открывает новую страницу в жизни театра, где после капитального ремонта все дышит уютом, но сохраняет «дух подвала». Того самого, где после «угольной зачистки» когда-то начинал сам Олег Павлович Табаков.
Обыкновенная история
Главные герои спектакля — молодая пара Катя и Митя Лавровы, которая решает развестись. Они вроде бы все еще любят, но уже не могут быть вместе.
Ссоры, ревность, недосказанность и гордость загоняют их отношения в тупик. История, знакомая каждому: когда вместо разговора — напряженное молчание, вместо прощения — уязвленное «я».
Она не изменила. Он не поверил. И все — пространство наполняется воздухом взаимной обиды, которая режет по-живому.
После развода бывшая пара вынужденно продолжает жить на одной жилплощади, постоянно ссорясь. Все больше запутываясь в паутине реальности, у Мити появляется новая возлюбленная – Ира.
Катя ревнует бывшего мужа, и тоже пытается завести отношения с разными мужчинами.
Треугольники любви
«Треугольники любви» — что может быть более классическим? У Мити и Кати это метафора разрушительной силы. Семья распадается, рушится их привычная система существования и целый мир.
Параллельно в сюжет вплетаются бракоразводные истории других, самых разных пар. Рядом и и поодаль — на сцене рождается почти кинематографическое пространство. Зритель находится близко, так что может увидеть даже движение глаз актера, и проследить его эмоциональные реакции.
Премьера, которую ждали три года
«На этой сцене выросло очень много артистов и режиссеров. И, как я говорил уже в начале сезона Театра Олега Табакова, эта сцена в этом году, да, я надеюсь, и в дальнейшем, будет отдана молодым ребятам. Так же, как и мы начинали на этой сцене, молодые, пробовали себя и как артисты, и как режиссеры. И вот это первый спектакль по пьесе Александра Володина, одного из наших авторов, которого очень любил Олег Павлович, и очень любим мы. И я очень рад, что артист нашего театра Артур Касимов, который уже пробовал себя в качестве режиссера в нашей театральной школе, сделал этот спектакль. «Все о любви». Это абсолютно искренняя, абсолютно прожитая человеком история, которая очень сильно, вот как и эти зеркала в зале, отражается иногда на нас. Что такое любовь? Как ее сберечь? Можно ли ее сберечь? Вот на эти вопросы, которые мы задаем себе всю жизнь, и пробуют ответить артисты театра Олега Табакова».
«Любовь — вот о чем он писал всю жизнь, и сымитировать это нельзя», — говорил Табаков о драматурге Володине.
Эти слова стали лейтмотивом спектакля режиссера Артура Касимова — выпускника Театральной школы Табакова, для которого эта работа случилась режиссерским дебютом.
«В то время, когда Володин писал эту историю, для многих она была очень откровенной. Он писал про себя. Он писал абсолютно свою историю. Так искренне, так честно делиться такими вещами, которыми даже с друзьями очень-очень аккуратно делятся! А он ими поделился со зрителем. Это произведение ставилось, наверное, в каждом городе нашей страны. Оно задевает, оно узнается. И зритель может узнать себя, и он на это откликнется. И именно от этого мы и отталкивались. От этой искренности, от того, что невозможно воспроизвести это, если не прочувствуешь. Артист пытается через призму своего внутреннего понимания, своего сознания переложить. Вот эту искренность и вот эту честность, заложенную автором, это мы и вскрывали. Здесь не меньше страсти, чем у Шекспира. Касательно личного опыта – у нас никто из молодых артистов не проходил эти судебные перипетии. Всякое бывает, но нам пока повезло. Но тем не менее так или иначе происходят вещи, которые очень близки к этому. Это и расставания, и ссоры разных градусов и степеней. И поэтому, конечно, мы об этом говорили и пытались использовать и свой личный опыт. У драматурга Володина был личный опыт. Он был женат, и у него была другая женщина. Она умерла от разрыва сердца, и у него остался сын от нее. Она так его любила. И так хотела быть с ним вместе. Для меня эта история – прям бррр! – до дрожи. Я не представляю себе, как он мучился после ее смерти. В вот в спектакле есть персонаж Ирина, которая вмешивается в чужую семью (Мити и Кати) – кажется, что она не должна лезть не в свое дело. Вроде бы – оставь человека (Митю), он еще не развелся, но она его полюбила – так сильно. И вот эту крайность, шекспировскую крайность, володинскую крайность, володинскую правду - хотелось передать через этого персонажа».
«Так или иначе, любой человек найдет какие-то, хотя бы крупицы, этих взаимоотношений в себе. А может быть, кто-то узнает и свою историю. Вспоминаются слова Фаины Георгиевны Раневской, что надо не играть, а вот попробовать как бы вот это прожить. Вот как будто бы это я. Если бы это был я. Вроде бы понятные слова – «как бы, как будто я». Ну а момент очень непростой. Нужно очень сильно в это поверить. Здесь очень тонкие душевные струны вскрыты у Александра Моисеевича Володина».
«Я считаю, что все ссоры и конфликты, они происходят из-за того, что люди не могут поговорить, договориться друг с другом. И вот только из-за этого. Вот вроде, казалось, так просто взять и поговорить с человеком. На самом деле, нет. Всегда что-то тебя внутри останавливает, и всегда ты не можешь этого сделать. Мы на сцену тоже многое переносим из нашей личной жизни, в какой-то степени. Просто поговорить. Иногда это так важно и так просто. Просто сказать: «Прости меня». На словах это звучит очень легко, а в жизни это безумно тяжело, переступить через себя и сделать. Катя, мой персонаж, она говорит о том, что она такая свободная, независимая женщина, только потому, что там, дома, у нее не все в порядке. Если бы дома было все в порядке, зачем ей быть сильной и независимой? У нее все хорошо. Она дома, она с мужем, все было бы хорошо. Мне кажется, что эта история будет вечной. И в наши дни происходит то же самое. Каждый найдет для себя что-то свое, все что угодно может найти для себя в этой истории. Нужно разговаривать друг с другом. О любви, о чувствах, об эмоциях».
Музыка как нерв историй
Музыкальная партитура спектакля – порывистая песня. Полумрак сцены озвучен и эмоционально окартинен несколькими мелодиями.
«Спектакль открывается композицией Леонида Федорова «На краю» (группа «АукцЫон»). Эта композиция мне попалась случайно – я долго искал и слушал музыку. Хотелось найти тонкую музыку, с каким-то нервом. И мне показалось, что эта композиция подошла. Как, допустим, и «Агата Кристи» с треком «Позови меня в небо». Которая тоже является для меня лейтмотивом этой истории, этой семьи, разрушающейся. Вот эта сила в музыке, она меня цепляла. И почему-то показалось, что она здесь необходима. Вообще музыкальные перебивки между сценами – это и мое режиссерское решение. Мне хотелось, чтобы музыка сопровождала и двигала действие из одной сцены в другую. Именно поэтому эти музыкальные переходы нужны, — рассказывает Артур Касимов».
«Для меня очень важно и как-то очень ценно, что режиссер этого спектакля - это выпускник первого набора нашей школы, школы Олега Табакова. Артур Касимов – это еще и мой ученик. Но несмотря на его молодой возраст, ему есть чем поделиться, и удивительно то, что он какой-то опытный, он какой-то умудренный жизнью человек. Поэтому даже нам, более взрослым артистам, поскольку в спектакле практически одна молодежь, нам есть что от него почерпнуть. Он может многое объяснить, и это замечательно. История вечная, о любви, об ошибках, которые мы совершаем. Вот мой персонаж, наверное, один из немногих, который очень аккуратно пытается этим молодым прекрасным людям намекнуть: «Успейте все, не делайте тех ошибок, которые сделал я». Их, наверное, невозможно избежать, но тем не менее - он как какой-то ангел-хранитель, зашел к ним случайно, а может, не случайно, вдруг, и дал возможность о чем-то задуматься. Наверное, о том, о чем они сами подразумевают, но не сразу понимают».
Атмосфера подвала и крафтовый листопад
Постановка получилась камерной и визуально выразительной. Сценографию и свет создавала Софья Ларина, костюмы — Александра Маркова. В отдельные кульминационные моменты сверху дождем осыпаются бумажные лепестки — крафтовый осенний листопад, превращающий сцену в поэтическое раздумье.
Временами пространство заполняется мертвенно-бледными, импульсными отсветами стробоскопов.
Зеркальность сценического пространства
«Зеркала в сценографии – это наши отражения себя. Во-первых, зеркало никогда не врет, когда мы в него смотрим. Если мы плачем, оно тоже будет плакать. В отражениях оказывается огромное количество людей, которым необходима любовь, про которую и говорится в этом произведении. А любовь – это тотальное внимание. И этого внимания – в отношениях, в семье, в дружбе – вот этого не хватает иногда. Потому что эгоизм и чрезмерное желание угодить только себе – оно разрушает, в принципе, все. Поэтому здесь зеркало. И в какой-то момент захотелось, чтобы зритель задумался и понял: «А может быть, это тоже и про меня сейчас говорят», — делится Артур Касимов».
«С любимыми не расставайтесь» — эта история не только о разводе. Это спектакль-предупреждение, спектакль-зеркало. И если в нем вы вдруг увидите себя – значит, все сыграно честно.
В эпилоге врубаются красные пронзительные прожектора, мигающие, словно аварийка.
«Я скучаю по тебе, Митя!» — истошно кричит Катя Лаврова, сжимая в объятьях своего возлюбленного.
P.S.: Позвоните тем, кого любите.
