«Чем предать Родину, лучше принять смерть». История советской учительницы в годы Великой Отечественной войны
На окраине райцентра Алагир в Северной Осетии стоит скромный памятник – на нем надпись «Здесь похоронены замученные фашистами сыны и дочери Алагира». Все они не воевали на фронте, но прославились не меньше героев Великой Отечественной. Среди тех, чье имя помнят в Северной Осетии до сих пор, скромная учительница Чабахан Басиева.
Осенью 1942 года фашисты пересекают границы Северной Осетии. Их цель – грозненская и бакинская нефть. Немцы берут один населенный пункт за другим. 1 ноября враг занимает город Алагир, оккупанты начинают устанавливать свои порядки. Местных жителей угоняют в рабство в Германию – несогласных пытают или убивают.
Но миру фашисты хотят показать другую «картинку». Немцы намеревались доказать, что народы Северного Кавказа рады нацистскому режиму. Для этого им нужны местные жители, желательно интеллигентные и пользующиеся уважением. В оккупированном Алагире они выбрали учительницу Чабахан Басиеву.
Чабахан родилась в горном селении Цей в образованной семье. На полках в отцовском доме всегда были шедевры мировой и русской литературы. Окончила пединститут, преподавала русский язык и литературу, знала немецкий, да еще и журналист местной газеты «Верный путь». Лушей кандидатуры для сотрудничества не придумать.
Вести переговоры взялся офицер СС барон фон Кассен – его называли «большим специалистом по Кавказу». Много раз его лимузин отвозил Чабахан Басиеву на собеседование. Знанием творчества Гете и Шиллера и аристократическими манерами барон хотел завоевать уважением девушки.
«Мы интеллигентные люди, значит, найдем общий язык», — говорил он 25-летней учительнице.
Горянке предложили «почетную должность» редактора газеты, которую нацисты хотели выпускать на осетинском языке. Когда договориться по-доброму не удалось, барон фон Кассен изменил свое поведение. Молодую учительницу арестовали.
Допросы, избиения и угрозы расстрелом не изменили мнение Чабахан. «Чем предать Родину, лучше принять смерть», — говорила она в лицо немецкому барону.
Верным шансом заставить Басиеву немцы считали арест ее близких. В тюрьму посадили ее мать и раненного на фронте брата. Но уступчивее девушка от этого не стала. Жизнь, купленная ценой предательства, не нужна ни матери, ни брату.
На последнем допросе комендант фон Кассен заявил Чабахан: «Помни! Ты будешь уничтожена без свидетелей и без шума, и никто никогда не узнает о твоей никому не нужной преданности, мужестве».
20 декабря 1942 года, за несколько дней до освобождения Северной Осетии, Чабахан Басиеву, ее мать и брата казнили. Их тела обнаружили местные жители на окраине города Алагир и похоронили в братской могиле.
Но немецкий «специалист по Кавказу» просчитался. Интеллигентную учительницу помнят и спустя 80 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Чабахан Басиевой присвоили орден Отечественной войны I степени. Ее именем названа родная улица и школа, в которой она училась и работала.
