Отдых на Мальдивах. Лихорадка денге – в подарок
Мальдивы давно превратились в символ неуемной роскоши. Но теперь оттуда привозят не только фото в бикини со скатами, но и костоломную лихорадку. Правда ли, что на райских островах можно подхватить смертельный вирус, выясняла политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
Про такие случаи и говорят: «Ожидание – реальность». Вместо райских пейзажей больничная палата, вместо шикарного загара – сыпь по всему телу. Отдых «для богатых» обернулся для россиян настоящей пыткой. Ни привилегированные туры, ни роскошные виллы, ни частные пляжи не уберегли туристов от лихорадки денге. Перед комарами все равны.
Белоснежный песок, стройные пальмы и лазурный океан. Для россиян Мальдивы – настоящий рай из рекламных роликов. Сбежать из мегаполиса на остров, где кроме попугаев с черепахами, ни одной живой души – мечта, на которую не жалко никаких денег. Две недели в пятизвездочном бунгало с перелетом от 500 тысяч рублей на двоих.
Шикарный отпуск у пары россиян закончился в больнице. У мужчины – тошнота и сыпь по всему телу, у девушки – осложнения на селезенку и поджелудочную железу, она в реанимации.
«У нас эпидемия денге на земном шаре продолжается, и она примерно в это время происходит каждый год. У нас продвижение этих комаров наблюдаются сейчас везде. Есть случаи вирусных заболеваний, которых там раньше никогда не было».
Переносчик денге – тигровый комар – туристов на Мальдивах обычно не кусает. Отели, особенно дорогие, за этим тщательно следят. Меняют стоячую воду в бассейнах, убирают опавшую листву, опрыскивают территорию специальными растворами. «На Мальдивах обычно не болели раньше. Почему сейчас начали болеть? Видимо, потому что, во-первых, сезон дождей», – предположил биолог, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Нынешний октябрь на Мальдивах действительно выдался богатым на осадки. 23 дождливых дня вместо 16 по норме. Заразились люди на островах Тинанду и Укулас, две трети территории – сплошные джунгли. «Личинкам нужна определенная среда для размножения. Это такие очень влажные, илистые условия. Они обычно появляются в тропических лесах», – пояснил Павел Волчков.
Активность тигровых комаров на вип-курортах связали с глобальным потеплением. В привычных местах обитания насекомым уже тесно. Туристы с лихорадкой денге прилетают из Мальдив. Хотя раньше привозили вирус из Вьетнама и Таиланда.
«Была температура высокая, больше 39 градусов. Сильная ломота в теле, болели ноги, спина. Была небольшая тошнота, головокружение, слабость сильная, нарушение сна, аппетита. Симптомы продолжались пять дней. Сперва я подумала, что это грипп, потому что очень было похоже сначала».
Денге легко спутать с ОРВИ. За исключением нескольких симптомов: беспричинной боли в мышцах, глазах и особенно костях. «Причем эта боль настолько сильная, что болезнь получила даже второе название – костоломная лихорадка», – пояснил биолог Дмитрий Сафонов.
Ежегодно лихорадкой денге заражаются до полумиллиарда человек. Большинство болеет в легкой форме. Риск тяжелого течения возрастает при повторном заражении Другим, отличным от предыдущего, типом вируса. «На примере болезни денге и были показаны эффекты так называемого антителозависимого усиления инфекции. Происходит это потому, что у денге есть четыре разных варианта. В первый раз оно не угрожает жизни. А вот когда человек заболевает во второй раз, то у него уже есть антитела к первому варианту денге, и само наличие этих антител способствует тому, что больше повреждаются клетки человека и происходит инфекция в более тяжелом режиме. Этот более тяжелый режим и является угрожающим для жизни», – рассказала Анча Баранова.
95% госпитализированных – пациенты с повторным заражением. Усиленный антителами вирус разрушает сосуды. Лихорадка переходит в геморрагическую форму. Умирает по статистике каждый третий. «Желудочное кровотечение, кишечное кровотечение, маточное кровотечение. Это может быть рвота с цветом кофе, это может сопровождаться сильными болями в животе, это может сопровождаться сильными болями в животе. У этих людей очень часто развиваются такие состояния как плеврит или асцит, когда жидкость скапливается в животе или в легких», – предупредила врач-терапевт Екатерина Полякова.
Отдых во Вьетнаме Анастасия Орехова не забудет никогда. Сказочное путешествие превратилось в борьбу за выживание.
«Из всех болезней, что у меня были, это, наверное, было самое тяжелое, потому что состояние полной беспомощности. Ты ничего не можешь сделать, у тебя лекарств нет, кроме парацетамола. Просто лежать и ждать: выживешь или не выживешь», – вспоминает Анастасия Орехова.
Смерть от денге, как правило, мучительная. Многие губят себя самолечением. Ведь лекарства от лихорадки денге нет. «Лечение в основном симптоматическое, направлено на болевой синдром, используется чаще всего парацетамол. И очень опасно в этой ситуации пробовать снижать температуру такими препаратами, как ибупрофен, ацетилсалициловая кислота, потому что они могут намного быстрее вызвать кровотечение», – объяснила Екатерина Полякова.
Попытки изобрести вакцину успехом пока не увенчались. Все дело в том же свойстве вируса усиливаться антителами. В 2016 году на Филиппинах после прививок от лихорадки денге умерли 14 детей. Случаи тяжелого течения болезни и смертей среди вакцинированных стали фиксироваться чаще.
«Какие тут выходы? Можно сделать вакцину, условно говоря, квадривалентную, при которой будут вырабатываться антитела против всех четырех вариантов денге сразу. Но, к сожалению, это не работает у каждого одинаково. То есть, может так получиться, что у конкретного человека вакцинация прошла, но из четырех штаммов, например, антитела возникли на два. И тогда, соответственно, третий или четвертый штамм, который может зайти поверх этих антител, он также получит усиление. Поэтому у нас проблема денге не решена», – заключила Анча Баранова.
Пока решение сводится к борьбе с комарами. На Кипре кровососущих стерилизуют излучением. В Гондурасе замещают популяцию. Выпускают переносчиков бактерии, препятствующей передаче вируса укушенному человеку. В Аргентине разводят крошечных рыб, питающихся личинками. Их бесплатно раздают местным жителям и выпускают в водоемы. На Филиппинах предлагают символическую плату за убитых комаров. Пока они не убили самих жителей. «Я получил девять песо за 45 пойманных личинок. На эти деньги я могу купить кофе, и это для меня большая помощь», – сообщил местный житель Мигель Лабаг.
В России риска эпидемии лихорадки денге пока нет. Но от гибели на тропических курортах никто не застрахован.
«Вы ездили на Мальдивы, на Бали. Один раз прокатило, два раза прокатило, третий раз прокатило, в четвертый раз вы заболели денге. Неприятно, но вы выздоровели. И что на следующий год? Поеду-ка еще куда-нибудь в опасный по денге район, в Бразилию скатаюсь. Вот это неправильное поведение. Я считаю, что на первом денге надо россиянам остановиться», – заключила Анча Баранова.
Биологи предупреждают: те, кто уже переболел дважды, третьего раза могут не пережить. Так что совет один: пока не найдено 100-процентное средство борьбы с лихорадкой, воздержаться от поездок в тропики.
