Побег в деревню от цивилизации. Что привлекает горожан в сельской жизни?
В России появился новый тренд. Все больше горожан бросают мегаполисы ради того, чтобы уехать на село и жить там в экологически чистых условиях. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Горкин попробовал сбежать от цивилизации и выяснил, много ли надо в деревне для здоровья.
В деревне по-прежнему не обойтись без хорошей физической формы. И это несмотря на пришедшие сюда все блага цивилизации. Если на смену печному отоплению пришло электричество и газ, а вместо колодцев теперь используют электронасосы или водопровод, то за хозяйством и бытом приходится следить самому.
«У меня уже затоплена печка, тесто тоже замешано. Начинаем новый хлебный день», — отметила Мария Бондарь.
Всего два года назад Мария Бондарь вместе с мужем и тремя детьми даже представить не могла, что поменяет квартиру на деревенский дом: переедет за 230 км от Москвы в село Губино Калужской области, научится топить печь, вести подсобное хозяйство, а выпечка хлеба превратится из увлечения в небольшой бизнес.
Многодетной семье стало тесно в маленькой «двушке» на окраине Москвы. Хотели квартиру побольше, но московские цены, больше 400 тысяч за квадратный метр, оказались неподъемными. На деньги от продажи квартиры купили участок, построили дом и провели все коммуникации.
«Тяжелее всего было мужу решиться на этот шаг, потому что ему нести ответственность за это все. Расхлебывать стройку, заработок и обеспечивать семью, все остальное. А мы как за туманом, за запахом тайги. Я с радостью, я чувствую себя на своем месте».
Дрова можно заказать, огород больше как хобби, а за продуктами можно съездить в райцентр. Печь в доме хоть и не жизненная необходимость, но вокруг нее вся летопись их семьи.
«Москва и Питер на переднем плане, это города, с помощью которых мы познакомились. Вот по той стороне другие памятные места. Там самый первый изразец. Это вообще фотография с нашей поездки. Там старшая дочка запечатлена. Это Азовское море, храм, в котором мы венчались под Москвой», — показывает Мария Бондарь.
Село Губино — один из примеров возрождения деревни. В советское время здесь был колхоз-миллионер на 250 дворов. Но в 1990-е почти все уехали покорять города, и населенный пункт чуть не стерли с карт. Стартом для новой страницы истории села стало восстановление храма.
«Здесь, где мы сейчас с вами находимся, не было ни сводов, в притворе храма росли березы. Здесь не было ни дорог, ни электричества, ни газа», — отметил настоятель Храма зачатия Иоанна Предтечи иерей Дионисий Капустин.
Угасающее село превратилось в точку притяжения многодетных семей со всей страны.
«Здесь у нас есть семья с Хабаровска переехала, там вот у нас семья из Воронежа, часть у нас из Москвы. Там тульские у нас дома. То есть, если так все село посмотреть, практически вся Россия здесь приехали», — рассказал иерей Дионисий Капустин.
Семья Басовых — одна из тех, кто помогал восстанавливать село. Олег из Красногорска. Подмосковного города, в котором недавний снос горнолыжного комплекса «Снежком» чуть не обернулся большой трагедией, об этом в начале программы рассказывала моя коллега Маргарита Гырылова. В Губино Олег приехал работать поваром. Здесь и познакомился с Анной из Самары. Здесь решили и остаться, сыграли свадьбу, родили сына Федора.
«Поначалу было дико, когда мы мылись с бочки, можно сказать, нагревали тэнами воду. И, конечно, да, поначалу было не по себе, но потом свыкаешься, привыкаешь и начинаешь уже как-то ценить то, что ты имеешь уже как бы», — отметил житель села Губино Олег Басов.
Видеоролики о жизни за городом сегодня топовый контент в социальных сетях. За сельскими блогерами следят миллионы подписчиков. Все авторы предупреждают: без вложений и опыта «раскачиваться» придется долго.
«Решили все-таки купить свой дом. Потому что у нас как раз уже дочка была на подходе».
Деревенские приключения дяди Федора, как он сам себя называет, и супруги Евгении, можно сказать, только начались. Перебраться из Москвы на окраину Краснодара решили чуть больше полутора лет назад. Как в Простоквашино: «Дом свободный, живите, кто хотите», конечно, бывает только в сказках, но по городским меркам вышло все равно недорого — чуть больше миллиона рублей.
Квартира в соседнем Краснодаре — это минимум четыре миллиона. Поэтому выгодно получилось даже с учетом расходов на восстановление дома и пристроек, прокладки водопровода и проведения газа.
«Это наш огород, на котором мало что вырастает. Это клубника, которая в этом году не выросла, как и виноград. В общем, нужно либо удобрять чем-то земли, либо взять и плотненько так заняться», — рассказал блогер.
Осваивать премудрости сельской жизни пришлось с нуля, рассказывает Федор. Но интернет помог найти ответ почти на все вопросы. Главная трудность: применить знания на практике.
«Это первое, о чем мы подумали, когда переехали, я сказала: нам не нужен инкубатор, мне нужны курицы. Федя сказал: зачем?. Я говорю: надо». Собственно, каждый день вот такое количество яиц я и собираю, ну, 8 — 10».
Стройка кипит, животноводство, пусть пока и не крупное, расцветает. Успехами Федор и Евгения делятся с подписчиками. Их, к слову, пока не так много, как хотелось бы, всего 10 тысяч. Как восстановить старый деревенский дом, вывести цыплят, наладить быт и, главное, избежать ошибок. Основная из них — лень.
«Точно противопоказано лентяям, наверное. Тут это не прокатит вообще никак, если у тебя что-то сломалось, тебе надо это сделать, ты не вызовешь сантехника, там соседнего ЖК», — объяснила Евгения Жвавовая.
А это хозяйство белорусских блогеров-сельчан Виктора и Дарьи Лях. За плечами уже 10 лет проб и ошибок, в сетях почти 25 тысяч подписчиков. Начинали так же: оба выросли в городе, жили и работали в Минске. Она в магазине, он на стройке.
«Сначала мы дачу купили, а там всего лишь четыре сотки. Нам показалось мало этого пространства, тем более собака уже появилась, и вот оно довело нас до такого места красивого», — отметила фермер Дарья Лях.
Место для жизни выбрали по спутниковой карте. Деревня в 70 км от Минска. Перебрались, не зная ничего о сельской жизни. Но за 10 лет Дарья и Виктор что только не освоили: занимались разведением цыплят, гусей, потом завели поросят, коз, овец и даже пчел. В конечном итоге остановились на коровах, сегодня их уже 12 голов, хотя поначалу даже с одной было трудно.
«Думаем, ну, хорошо, молочко будет. Первая вечерняя дойка, ведро молока. Мы такие: класс, у меня аж мурашки по телу, класс, ведро молока. Потом с утра еще ведро. Мы такие: вау, супер, потом еще ведро, еще ведро. Мы такие: ведер не хватает, а куда его девать? Ну, это шок для нас, типа 40 литров, это очень много молока для человека, который его не видел, там, да, литр купит в магазине», — рассказал фермер Виктор Лях
Пришлось учиться переработке. В интернете изучали как делать творог, сыр, сметану. Появились даже постоянные покупатели. Но со временем пришлось отказаться слишком трудозатратно.
Главные плюсы жизни в деревне по словам «понаехавших» — чистый воздух, тишина, отсутствие пробок и продукты в которых абсолютно уверен. Из минусов — никаких отпусков. Хозяйство ведь не бросишь. Нужно, чтобы кто-то за ним следил. Впрочем, и эту проблему можно решить.
«Здесь надо или как-то искать или родственника, который посмотрит за этим всем. Ну, в нашем случае, допустим, коровы — это не самое лучшее животное, когда можно найти хорошего специалиста, который может приехать и тут пожить», — подчеркнул Виктор Лях.
Поэтому пик исхода людей из городов еще впереди. По данным социологических опросов, 87% городской молодежи готовы рассмотреть переезд в сельскую местность, если смогут там комфортно жить и работать.
