«Нафтизиновые наркоманы». Капли, которые убивают
Назальные капли могут оказаться смертельными. Капли в нос — как наркотик. К ним можно привыкнуть, но они потом испортят вам жизнь. В теме разбиралась политический обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова.
В инструкции черным по белому написано: частое применение препарата повреждает слизистую оболочку носу. И многие либо не читают ее, либо не верят написанному.
«Нафтизиновые наркоманы» настолько зациклены на своем недуге, что даже друзья с медицинским дипломом не в силах их переубедить. «У меня в ближнем окружении есть друзья, которые используют те самые капли, они у них находятся и дома, и на кухне, и в ванной комнате, и в машине, и во внутреннем кармане пиджака», — рассказал заведующий отделением оториноларингологии Курской областной многопрофильной клинической больницы Никита Никитин.
«Это, наверное, как, зависимость, как у алкоголика, когда они тянутся к стакану, а утром просыпаешься и тянешься запшикать нос, чтобы он дышал».
Промывать нос солевым раствором было долго и неприятно. А тут один пшик, и нос хорошо дышал, правда, недолго. Отказаться от капель Анастасию заставили сильные головные боли. Поначалу она не думала, что ее состояние как-то связано с ними. Пока не поняла, что каждый новый пшик приближает ее к полной закупорке носа.
«Капаем капли, куда эти капли всасываются? Прямо в мозг! И у меня были пациенты, которые жаловались на хронические головные боли, не понимая, почему это происходит».
Кровеносные сосуды носа связаны с сонной артерией, которая питает кровью мозг. Поэтому переизбыток капель сужает сосуды не только в носу, но и в головном мозге. Это только кажется, что доза мала. Лишняя капля способна убить. «Мама, не понимая, что капли всасываются в мозг сразу, многократно применяла капли, которые можно использовать только один-два раза в день, и в результате этого у нее ребенок впадал в кому», — пояснила Ирина Кириченко.
А у беременных женщин может произойти спазм плаценты. В итоге ишемия плода, то есть, задержка в развитии.
Закапывать сосудосуживающие дольше семи дней нельзя. Даже если поменять препарат. Другое название на упаковке не означает, что во флаконе другое действующее вещество. Молекулярные формулы оксиметазолина и ксилометазолина практически идентичны. «При использовании сосудосуживающих капель на протяжении двух-трех недель в слизистой оболочке, в ее структуре уже происходят необратимые изменения», — предупредил Никита Никитин.
Пациентка доктора Никитина пять лет «сидела» на назальных спреях. И за годы вырастила себе полипы, то есть наросты на слизистой. Чтобы нос опять задышал, ей пришлось сделать уже две операции.
«После операции через три месяца у меня был отпуск, и я полетела на самолете. Так как я из-за головных болей я не могла летать, три года я была лишена возможности перелетов. Потому что смена давления приводила настолько к диким болям, что у меня дрожали руки и выпадала бутылка с водой. Я становилась очень нервная постоянно, меня раздражало все, как потом сказал доктор, это все было вызвано нехваткой кислорода».
Подсаживая себя на капли, человек нарушает закон природы. Ведь ноздри по-хорошему дышат попеременно. Мы этого не замечаем, но на самом деле одна отдыхает, другая работает.
«И вот когда этот цикл нарушается, потому что мы каплями капаем в обе и заставляем обе дышать, а слизистая тоже хочет отдыхать, и начинается вот эта борьба человека, капель и организма».
В носу у человека миллионы ресничек. Они защищают нас от болезней. Постоянно двигаются и перемещают слизь, в которой увязли пыль, вирусы и бактерии. Все, что попадает благодаря ресничкам в горло, либо откашливается, либо проглатывается. То есть утилизируется. «Когда человек начинает капать сосудосуживающие капли, этот механизм перестает работать, и реснички просто начинают отмирать», — объяснила Ирина Кириченко.
В итоге все, что попало в нос, остается там же, гниет и разлагается. А дальше по цепочке инфекции, воспаления вплоть до кровавых корок. «Корки пациент хочет из носа убрать, начинает ковырять носу, и вместе с корками отрываются куски эпителия, слизистой оболочки, обнажается хрящ, а хрящ питается через слизистую. Слизистой нет, хрящ лысый, начинается рассасывание хряща и формируется перфорация носовой перегородки», — отметила Ирина Кириченко.
«Человек начинает носом свистеть, у него образуется заложенность носа еще больше за счет того, что поток воздуха идет неправильный. Жизнь человека настолько становится невыносимой и сложной, что это все на самом деле еще были цветочки, а теперь будут ягодки», — подчеркнул Никита Никитин.
Сосудосуживающие препараты не лечат. Они на короткое время облегчают симптомы. Заложенность носа может возникнуть из-за аллергии. И тогда лечить нужно ее. Если дышать мешает кривая перегородка, механизм тот же, нужно избавиться от первопричины, а не бездумно и бесконтрольно капать в нос. Особенно если у человека банальная простуда.
«Народная медицина действительно позволяет снять многие симптомы насморка в связи с тем, что она связана, во-первых, с теплым питьем. «Лечебник» конца XVIII века за авторством Матвея Пекина: «Безлихорадочный насморк преодолевается без употребления каких-либо особенных врачебных средств».
Но это в царской России. А европейцы пили от насморка лауданум, то есть, настойку опиума. Американцы давали детям лекарство на основе героина. Его сняли с производства лишь в 1913 году, когда поняли, что у наркотиков не только сосудосуживающий эффект. А вот дышать над картошкой в России научились в петровскую эпоху и вероятнее всего благодаря англичанам. Те с XV века лечили насморк водяными банями: дышали над прокисшим пивом. «Если у вас что-то слишком обильно вытекает из носа, значит, что у вас чего-то слишком много в организме. Поэтому кровопускание, либо заставить человека пропотеть, чтобы вместе с потом вышли вот эти ненужные гуморы», — пояснил Арсений Черноморский.
За последние три года объем продаж вырос на 30%. Только в этом году на капли и спреи россияне потратили 29 миллиардов рублей. Это 230 миллионов упаковок. «Недавно была девушка, которая пришла, говорит, я, наверное, автомобиль потратила за все время с этими каплями. Это вызывает зависимость больше психологическую», — отметил хирург-оториноларинголог Александр Горовой.
«Такая поговорка есть, если лечишь насморк, он будет семь дней, если не лечишь, то неделю», — напомнила Ирина Кириченко. Если через неделю насморк не прошел, лучше бежать к лору, а не в аптеку. Вреда от капель в последствии больше. Купил спрей за 200 рублей, а потом платишь 35 тысяч, чтобы снять хронический отек и прижечь слизистую. «Вот перегородка, а вот носовые раковины, вот эти носовые раковины, если она отекает, вот она закрывает нос, и наша задача делать ее меньше. Мы входим внутрь ткани и как бы выбриваем вот этот участок», — рассказал Александр Горовой.
Рекомендация врачей одна: если подсели, бросайте эти пагубные капли. «Как правило, если пациент от них отказывается, то на протяжении трех дней, главное вот этот срок перетерпеть, потом становится гораздо уже легче», — объяснил Никита Никитин.
Облегчает симптомы насморка теплое питье, массаж пазух и их прогревание носком с горчицей, например. И картошка. Вернее, ингаляции над ней.
Корреспондент «МИР 24» Галина Пузына узнала, почему в Беларуси запретили мелкую картошку и куда ее денут.
