Катастрофа без предупреждения. Как землетрясение 7 декабря 1988 превратило города Армении в руины?
Армения. 7 декабря 1988 года. На часах — 11:41 по местному времени (10:41 мск). На северо-западе страны раздаются мощные подземные толчки магнитудой 8. А в эпицентре землетрясения — городе Спитаке — интенсивность толчков достигла 9-10 баллов (по 12-балльной шкале MSK-64). Время будто замерло. За 30 секунд были разрушены города Спитак, Ленинакан (Гюмри), Кировакан (Ванадзор) и сотни других деревень и поселков. MIR24.TV вспоминает хронику большой трагедии.
Полминуты ада: стертые города и поселения
Половина человечества проживает в сейсмически неустойчивых районах планеты. Хорошо, что мало кому выпадает пережить подобное потрясение…
По официальным данным, в тех страшных событиях погибло 25 тысяч человек и около 100 тысяч остались инвалидами. 21 поселение было фактически стерто с лица земли, пострадало более 300 населенных пунктов. Больше полумиллиона людей остались без крыши над головой.
«Эпицентр землетрясения пришелся на Спитак — маленький промышленный городок неподалеку от столицы Армении. Сильно пострадали также города Ленинакан, Кировакан, Степанаван. Была разрушена практически вся инфраструктура Армении, что сильно осложняло оказание своевременной гуманитарной помощи. Для восстановления железнодорожного сообщения и помощи населению была создана правительственная комиссия. Ее возглавили Владимир Аркадьевич Брежнев — министр транспортного строительства СССР в 1985-1991 годы и Николай Семенович Конарев — министр путей сообщения СССР в 1982-1991 годы. Задачи стояли «по-фронтовому» жесткие. Предстояло в короткие сроки восстановить железнодорожное полотно и пустить по нему транспорт для подвоза гуманитарной помощи».
Первыми на помощь пришли местным жителям, приступили к аварийно-спасательным работам воинские подразделения, дислоцированные в пострадавших городах.
Весь Советский Союз и 111 государств мира
Вся огромная страна откликнулась на беду. В тот же день из Москвы в Армению вылетела бригада из 98 медиков и военно-полевых хирургов.
Подразделения Вооруженных Сил СССР, а также Пограничных войск КГБ СССР расчищали руины, наводили порядок и благодаря походным кухням обеспечивали питание для полсотни тысяч граждан.
За несколько дней в Армении было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь. В спасательных работах, помимо добровольцев, принимали участие свыше 20 тысяч солдат и офицеров.
Было задействовано более трех тысяч единиц военной строительной техники, завалы разбирали 45 тысяч строителей из всех союзных республик.
«Активно проводился сбор гуманитарной помощи. Были мобилизованы все материальные, финансовые и трудовые возможности Советского Союза, — продолжает разговор Юлия Надехина. — Во многих крупных городах и мелких населенных пунктах были открыты пункты приема пострадавших. Детей устраивали в школу, взрослые находили себе работу, но, безусловно, все мечтали вернуться домой. Тысячи строителей со всего СССР отправились на помощь, чтобы заново отстроить их города и села. Откликнулась также и мировая армянская диаспора — спюрк».
Ежесуточно в республику с необходимым грузом приходило 1500 вагонов, сотни военно-транспортных и гражданских самолетов везли стройматериалы, технику, продукты. На восстановление многих разрушенных объектов мобилизовали почти все материальные и трудовые резервы Советского Союза.
Железнодорожным и воздушным транспортом эвакуировали 100 тысяч раненых и оставшихся без крова.
На помощь пострадавшим Армении пришел весь Советский Союз и 111 государств мира. Это было одно из событий, в котором советский народ продемонстрировал свою невероятную сплоченность.
К осени 1989 года было восстановлено большинство школ, поликлиник, детских садов. Жизнь в Армении понемногу стала налаживаться.
«Когда у меня вырастут руки?»
Страшную картину тех роковых событий рисуют воспоминания очевидцев. Особенно больно воспринимаются истории о тех детях, кто остался сиротой. Еще тревожнее говорить о тех, кто получил ранения и стал инвалидом.
«Психолог Бабанский в статье «Опыт оказания психологической помощи детям, получившим травмы в результате землетрясения в Армении» приводит примеры детских психологических травм. «Пациент С. (14 лет). Ампутация левой руки. Третий день после операции, практически постоянно под капельницей. Увлекался рисованием; дал согласие нарисовать то, что хочется и что умеет, но рисовать не стал: «Не получается так, как раньше». Хотя он свободно владеет правой рукой и особых трудностей в рисовании не испытывает». Описан подобный же случай, произошедший с еще одним четырнадцатилетним пациентом. Подросток потерял обе руки, на боль не жаловался, но постоянно задавал врачам вопрос: «Когда у меня вырастут руки?..», — рассказала Юлия Надехина.
