Прогулки над городом. Неожиданный Марк Шагал на выставке в Москве
11 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения». В ХХI веке это первая экспозиция работ художника подобного масштаба в главном здании. Корреспондент и фотограф MIR24.TV побывали накануне на пресс-показе.
В кругу семьи
Под одной крышей организаторы собрали десятки образцов графики и живописи «русского периода» одного из самых романтичных художников прошлого столетия. Усилия государственных музеев и частных коллекционеров из разных городов оправдались. Творчество и личность Марка Шагала раскрываются для посетителей с нового, порой совершенно неожиданного ракурса.
Однако от пресловутой «полетности» никуда не деться. Она и в дизайне названия, и в оформлении парадной лестницы. Скрипки и виолончели, парящие в воздухе (слава крепким невидимым лескам!), будто приглашают подняться наверх.
И здесь гостей встречает сам художник со своей музой – супругой Беллой Розенфельд. Картина «Прогулка», написанная в 1917 году, в настоящее время хранится в Русском музее: ее ценители пока могут отложить поездку в Санкт-Петербург.
«Это целая автобиографичная серия, посвященная автопортретам Марка Шагала и Беллы – время, когда возлюбленные проживают, наверное, один из самых ярких периодов своей семейной жизни. Работа, конечно, символична. Шагал показывает, как Белла парит в воздухе, напоминая о том, что испытывают влюбленные, то самое ощущение полета».
Экскурсовод напомнила журналистам, что в 1987 году в стенах Пушкинского музея уже проходила выставка, посвященная Марку Захаровичу и его творчеству. Она привлекала огромное внимание и вызвала невероятный резонанс. Тогда показали его работы разных периодов – витебского (русского) и зарубежного.
«Если вы посмотрите любые каталоги Третьяковской галереи или Пушкинского музея, то, скорее всего, увидите фамилию Шагала в разделе французских художников. В целом, сложно поспорить с этим. Да, это художник, который еще в 1937 году получил французское гражданство, переехал в Париж и закончил жизнь в Провансе. Но в то же самое время Шагал очень много говорил о России, о том, что он русский еврей, что он художник, который связан с Витебском», – объяснила гид.
Экспозиция знакомит с местами и близкими людьми художника, погружая в быт тихой провинции. Работы настолько детальны, что можно прочитать даже вывески на лавках. Любовь к родным ощущается даже спустя время. Причем аннотации к картинам – это цитаты из книги самого Шагала «Моя жизнь», которую он дописал в 1922 году в Москве.
О дяде Зусмане, изображенном в центре композиции 1914 года под названием «Парикмахерская», художник шутливо замечает: «Один на все Лиозно. Он мог бы работать и в Париже. <…> Но он предпочел Лиозно». Кстати, дядюшка, как многие родственники, не воспринимал всерьез увлечение творческого племянника. И даже отказался от своего портрета в качестве подарка: в зеркале он себе нравился больше, чем на картоне.
Портрет матери Шагала хранится в фондах Пушкинского музея. И сейчас его тоже можно увидеть. «Я хочу сказать, что весь мой талант таился в ней, в моей матери, и все, кроме ума, передалось мне», – нежно отзывался о ней в автобиографии сын.
Дом и война
Изюминка выставки – мультимедийная инсталляция. О ней можно тут же у входа прочитать в комментарии куратора Евгении Николаевны Петровой, которая, к сожалению, не смогла приехать из Санкт-Петербурга на открытие.
«В один из осенних дней меня (тогда заместителя директора по научной работе Русского музея) у кабинета ждала пожилая женщина. Как оказалось, это была дочь сестры Шагала Мани. Она жила в хрущевке где-то в Купчине и собиралась уезжать в Германию. Ида Ароновна Гольдберг – так звали племянницу – сказала, что в ее двухкомнатной квартире хранится мебель и некоторые предметы, привезенные ее матерью, сестрой Шагала, из Витебска. Забрать мебель с собой семья не могла и хотела бы передать ее музею. Договорились, что приедем к ним домой вместе с заведующей отделом прикладного искусства Русского музея Еленой Александровной Ивановой. Ее задача состояла в том, чтобы удостоверить подлинность и время изготовления мебели и других предметов. Но возникла проблема: музей не мог купить эту мебель, так как она не представляла художественной ценности. Это были обыкновенные бытовые предметы».
Выход в итоге нашелся. Мебель купил человек, который на протяжении многих лет сотрудничал с музеем. В итоге интерьер комнаты Шагалов объездил с выставками разные города России, Финляндии и Испании, а в Москве до этого не был.
Впервые широкой публике демонстрируется «Цветок» из частного собрания. По предположениям искусствоведов, это мог быть один из семи этюдов 1914–1915 годов.
Нельзя не сказать о серии военной графики. Ее сюжеты пронзительны и наполнены болью за все живое. Недаром даже у животных человеческие лица.
И, конечно, самые масштабные работы нынешней выставки – панно для Московского Государственного еврейского театра.
Творчество Марка Шагала способно заставить и улыбнуться, и погрустить, но главное – вновь поверить в мечту и человечность.
А ответ на вопрос, почему на лестнице под музыкальными инструментами притаилась козочка, вы найдете в одном из залов. Не будем раскрывать интригу.
