on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Исторические грабли. В чем феномен самозванцев в России?

12/12/2025 — 20:50
Исторические грабли. В чем феномен самозванцев в России?
Фото: ТАСС/ Прокофьев Вячеслав
Исторические грабли. В чем феномен самозванцев в России?
Фото: ТАСС/ Прокофьев Вячеслав
Исторические грабли. В чем феномен самозванцев в России?
Фото: ТАСС/ Прокофьев Вячеслав

В мировой истории множество примеров, когда к власти рвались люди, объявлявшие себя наследниками правящих династий. Самое интересное даже не в том, что иногда у них получалось добиться цели, а в поддержке немалого количества людей, с помощью которых это происходило. О самых нестандартных личностях отечественной истории, зараженных бациллой самозванчества, MIR24.TV рассказали историки.

12 декабря в 23:45 и 13 декабря в 23:20 телеканал «МИР» покажет фильм Виталия Мельникова «Царская охота». Международная команда из СССР, Италии и Чехословакии взяла за основу сюжета судьбу авантюристки, известной под именем княжны Таракановой.

Смутное время и социальные лифты

После смерти первого русского царя Ивана Грозного в 1584 году в государстве началась самая настоящая политическая чехарда. Федор Иванович (в литературе встречается также вариант Иоаннович), средний сын, посаженный на трон после отца, здоровьем ни ментальным, ни физическим не отличался – за него все решали опекуны, выбранные из царских родственников (кроме Богдана Бельского – он был приближенным покойного государя). И на фоне семейной грызни за влияние среди регентского совета самым стабильным оказался Борис Годунов, потому что шибко ретивых и недовольных отправляли либо в монастырь, либо в ссылку – при разности методов суть одна. Однако все осложнила смерть самого младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Поползли слухи, что его убил Годунов как претендента на престол. 

Россия. Москва. 16 мая 1995 г. Картина "Царь Борис Годунов" с портрета из "Титулярника".

В 1598 году царь Федор умирает, и род Рюриковичей на нем прерывается. Детей у него не было, а его супруга, царица Ирина Годунова, отказавшись от престола, удалилась от политических дрязг в Новодевичий монастырь. Настал момент выбора новой правящей династии – в Москве был созван Земский совет. На повестке всего одна кандидатура – брат царицы Борис, в руках которого и так находилась вся власть при Федоре. Однако его испорченная репутация и вера в чудесное спасение юного царевича вызывали нешуточные брожения в умах.

Годунов добился своего, но его неуемные амбиции обернулись для государства началом периода, впоследствии названном историками Смутным временем. И на густо удобренной сомнениями народа и интригами знати почве будут выскакивать самозванцы один за другим, как поганки после дождя.

Юлия Надехина
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и организации управления ГУУ

«Самозванство – явление многогранное. Не всегда жажда власти толкала людей на то, чтобы объявить себя «законным» правителем или его потомком. В истории нашей страны явление самозванства уходит корнями в конец периода формирования Русского централизованного государства. Небывалого размаха самозванство достигает во времена Смуты. Из курса школьной истории большинство из нас помнит о двух Лжедмитриях, хотя в разгар смутного времени самозванцев было намного больше. Оба «чудом спасшихся» царевича Дмитрия были авантюрным проектом Речи Посполитой. В своем желании подчинить Москву, Польша не гнушалась никакими идеями».

Был еще и Лжедмитрий III по прозвищу «псковский вор». Но самый популярный среди них, конечно, Лжедмитрий I. Его личность интересовала многих литераторов, среди которых Кондратий Рылеев и Александр Пушкин. Позже Модест Мусоргский «озвучит» образ Самозванца в опере «Борис Годунов». 

Россия. Москва. 29 ноября. Михаил Казаков (Борис Годунов) во время предпремьерного показа оперы "Борис Годунов" на исторической сцене Большого театра.

Ли Офан
историк

«Появление самозванцев как в России, так и в других странах имеет сходные причины. Главная из них – это слабость действующей власти. Появление Лжедмитриев стало следствием пресечения династии Рюриковичей. Восстание Емельяна Пугачева вспыхнуло после воцарения Екатерины II в ходе очередного дворцового переворота. Но и сама сословная система не была способна дать человеку социальный лифт, приходилось идти на ухищрения. Так, словно из неоткуда появилась княжна Володимирская, более известная как княжна Тараканова, выдававшая себя изначально за персидскую принцессу, а затем за дочь российской императрицы Елизаветы Петровна и Алексея Разумовского. Имея, вероятно, происхождение простолюдинки, другого пути в высший свет, кроме обмана, она просто не имела. Но как учит нас история, пути самозванцев заканчиваются трагически».

Две княжны Таракановых

Художник Константин Флавицкий, ученик Федора Бруни и последователь Карла Брюллова, на академической выставке 1864 года произвел фурор картиной «Княжна Тараканова». Через два года 36-летний живописец скончался, а еще спустя год полотно приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. 

Россия. Москва. Посетители у картины "Княжна Тараканова" (1864 г.) художника Константина Флавицкого на пресс-показе выставки в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Парадокс сюжета в том, что княжна Тараканова существовала, а вот до наводнения она не дожила. Поэтому для Всемирной выставки в Париже, куда шедевр Флавицкого отправили в числе остальных экспонатов, Александр II распорядился сделать приписку в каталоге, дескать, роман с исторической истиной не путайте, пожалуйста.

Самое интересное, что княжон Таракановых известно целых две. Сначала о той, которая более известна. 


«Есть мнение, что и в деле княжны Таракановой не обошлось без польского следа. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году сложилась коалиция дворян, целью которой было восстановление древних границ Польши. За помощью коалиция обратилась к Франции, где и обнаружила «княжну». Княжна Тараканова так и вошла под этим именем в нашу историю. Своего настоящего имени она не назвала даже под пытками. В разное время она появлялась при европейских дворах под именами девицы Шелль, графини Пиннеберг, принцессы де Володимир и многих других. Было ли среди этих псевдонимов ее настоящее имя? Вряд ли. Скорее всего, история навсегда поглотила его. «Княжна» появилась в нашей истории в самый расцвет правления Екатерины II. Уже современники называли императрицу Великой, но сама она осознавала неправомерность своей власти. Она свергла своего мужа; не допустила на престол сына, даже когда он стал совершеннолетним; при этом она не состояла в родстве с правящей династией Романовых. Чтобы удержаться на престоле, Екатерина вынуждена была «заигрывать» с дворянством и даровать ему множество привилегий. Это, в свою очередь, сказывалось на судьбах простых людей. Неудивительно, что в период ее правления появляются самые широкомасштабные самозванцы. Возглавить их список, по праву, должен Емельян Пугачев, объявивший себя «законным императором Петром III», то есть мужем самой Екатерины II», – рассказывает Юлия Надехина.

Емельян Пугачев, конечно, невероятно дерзок – при живой жене всенародно объявлять себя мужем. Но ведь феномен в том, что ему поверили и его поддержали! Отсутствие средств связи, прессы, скоростного транспорта между разными регионами, внушаемое необразованное окружение, невыносимые условия жизни, произвол властей, усиление крепостного права, притеснение казаков, фантазия и наглость организатора – эти факторы послужили «дровами» для вспыхнувшего восстания Пугачева.

Портрет донского казака (1834 г.), предводителя бунта 1773-1175 годов в России Емельяна Ивановича Пугачева, приложенного к первому изданию "Истории пугачевского бунта" русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.

За ним пошел простой народ, поэтому целых два года повстанцы сопротивлялись царским войскам. У княжны Таракановой, или де Треймуль (ведь в каждой стране она представлялась по-разному!), цели помочь народу не было, ее выдвигала недовольная зависимостью от российской монархии польская шляхта, как ранее Лжедмитрия I. 

Александр Закатов
кандидат исторических наук, доцент Московского государственного университета геодезии и картографии, историограф дома Романовых

«Самозванчество – крайне опасное явление в духовной жизни людей. Нередко в общественном сознании смешиваются два разных явления - самозванчество и узурпация. В действительности узурпация – это незаконное присвоение чужих прав, а самозванчество – присвоение чужой идентичности. Конечно, самозванец становится и узурпатором тоже. Но далеко не всякий узурпатор – самозванец. Узурпация основана на беззаконии и насилии, но она, можно сказать, по-своему честнее самозванчества. Узурпатор не выдает себя за другое лицо, он действует под своим именем, хотя и нарушает права законных обладателей той или иной власти. Самозванец же похищает чужое имя и обманывает людей, спекулируя на их глубоких чувствах и стремлении к правде и чистоте. При узурпации каждый видит, где – законный носитель власти, а где захватчик. Есть возможность выбора – хранить ли верность канонической Церкви или уйти в раскол; служить ли законному государю или перейти на службу тирану типа Наполеона Бонапарта».

Любопытно, некоторые источники утверждают: «княжна Тараканова» сама себя так никогда не называла. Неизвестно, знала ли она, что такой человек существует на самом деле. Это была принцесса Августа Тараканова, которую заставили насильно принять монашеский постриг в московском  Иоанно-Предтеченском монастыре  на Ивановской горке. Почти 25 лет монахиня Досифея (именно таким именем ее нарекли при постриге) прожила там в затворе и умерла в 1810 году. 

Сравнительно недавно ее останки были перенесены в усыпальницу Романовых на территории Новоспасского мужского монастыря.

Сергий (Храмешин)
доктор философских наук, профессор Славяно-Греко-Латинской Академии

«Рядом с ее надгробием находится объявление с просьбой сообщать о чудесах, произошедших по молитвам к матушке Досифеи. Они, безусловно, имеются, но пока еще анализируются и систематизируются. Таким образом, не исключается возможность канонизации инокини Досифеи (Таракановой) в лик святых. Сам факт погребения ее тела в усыпальнице князей Романовых подтверждает ее отношения к царствующей семье».

Действительно, существуют исследования, в которых даже указывают храмы, где предположительно тайно обвенчались императрица Елизавета с князем Алексеем Разумовским – церковь Воскресения Словущего в Барашах на Покровке или же храм в подмосковном селе Перове. Даже дата вполне конкретна – 24 ноября 1742 года. И якобы в этом браке и была рождена принцесса Августа, будущая монахиня Досифея.


«На погребение инокини Досифеи собралась почти вся княжеская семья и их родня Разумовских. Оснований не верить в историю о том, что инокиня Досифея (Тараканова) была наследницей князя Разумовского практически нет. Доказательств, в большинстве косвенных, опровергающих историю о том, что инокиня Досифея (Тараканова) была дочерью императрицы Елизаветы Петровны, гораздо меньше, чем тех, которые позволяют говорить об историчности факта. Давайте посмотрим на контекст истории – то было время дворцовых переворотов и серьезной борьбы за российскую корону. Поэтому любая конкуренция была недопустима для сохранения власти. Пусть великая княжна Августа Тараканова и не стала императрицей Всероссийской, зато, возможно, может стать святой преподобной матушкой Досифеей Московской. И для православного верующего выбор очевиден. Ее выбор – не земное царство, а Царство Небесное. И это лучший выбор», – считает профессор.

Поэтому надо всегда разделять амбициозную самозванку и невинную жертву политических интриг.


«При самозванчестве происходит ужасный соблазн: люди искренно думают, что верны Церкви Христовой, а попадают в духовные сети самосвятов и еретиков; считают, что преданы наследственному царю Божиею Милостию или законному правителю Республики, а оказываются соучастниками государственного преступника. Поэтому узурпаторы – это просто политические насильники, а самозванцы – предтечи Антихриста», – тоже говорит о духовном аспекте Александр Закатов.

В истории России десятки имен мнимых сыновей царей. Как замечают ученые, случаев гораздо больше, чем в других странах, и почему-то последствия для государства более заметные. 

Еще в 1982 году профессор Борис Успенский опубликовал книгу «Царь и самозванец. Самозванчество в России как культурно-исторический феномен», в которой можно прочесть любопытные вещи о том, как цари сами «поощряли» самозванчество. Например, Иван Грозный с 1567 году приказал переодеть заподозренного в заговоре боярина Ивана Петровича Федорова (Челяднина) в царские одежды, дал ему скипетр и прочие символы власти, а потом и вовсе усадил на трон. Сам поклонился ему в ноги, воздал все положенные почести, а потом собственноручно и убил прямо в костюме. 


«Так что же двигает людьми, присваивающими имена сильных мира? Ряд исследователей рассматривает феномен самозванства широко, и называет самозванцами не только лжеправителей, но и основателей религиозных сект и других исторических персонажей. В основном, такими людьми управляют низменные цели: кто-то из них хочет легко и быстро разбогатеть, кем-то движет жажда власти. На мой взгляд, есть еще один фактор, который порождает самозванство в нашей истории – желание добиться справедливости, попытка контролировать власть. Это особенно характерно для периода самодержавия», – резюмирует Юлия Надехина.

К сожалению, многие самозванцы, как иностранная «княжна Тараканова», видимо, не совсем осознавали, что при первом же удобном случае от них все равно избавятся. Лишнее подтверждение того, что гордыня – корень всех зол.

👍🏻
2
😍
0
😆
0
😲
0
😢
0
Поделиться: