Головной убор красноармейцев с вышитой звездой — знаменитую «буденовку» — знают даже иностранцы. Своим названием головной убор кавалеристов и бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) обязан легендарному советскому полководцу Семену Буденному, который в годы Гражданской войны командовал легендарной Первой конной армией. О том, как зарождалась Красная конница и почему кавалерийские войска на момент начала Великой Отечественной войны утратили свою актуальность, — в материале MIR24.TV.
Начало
Красная конница была создана в противовес белогвардейской кавалерии, обладавшей на начальном этапе Гражданской войны подавляющим численным и качественным превосходством. По мнению писателя и военного журналиста Юрия Аквилянова, в создании конницы как рода войск Рабоче-крестьянской Красной армии можно условно выделить такие этапы, как создание сотен, эскадронов, отрядов и полков; их сведение в кавалерийские соединения — бригады и дивизии, а далее — формирование стратегической кавалерии — конных корпусов и армий.
«Формирование добровольческих красных казачьих частей началось сразу после прихода к власти большевиков, — пишет Аквилянов. — В конце ноября 1917 года на совещании представителей казачьих частей Петроградского военного округа было решено создать революционные отряды из 5-й казачьей дивизии, 1, 4 и 14-го Донских полков и отправить их на Дон, Кубань и Терек для разгрома контрреволюции и установления советской власти».
В январе 1918 года на собрании жителей в станице Платовской (Сальского округа) был избран станичный совет, заместителем председателя которого стал бывший старший урядник 18-го Северского драгунского полка Семен Буденный. Его отряд, созданный при освобождении от белогвардейцев станицы Платовской, влился в реорганизованный отряд Никифорова. На основе отряда Буденного был сформирован кавалерийский эскадрон из четырех взводов по 30 всадников.
Уже в марте того же года был создан объединенный краснопартизанский отряд в 300 сабель, командиром которого был избран бывший вахмистр Думенко. В мае краснопартизанские отряды объединились в один под командованием Шевкоплясова. Кавалерия всех отрядов послужила основой для создания кавдивизиона, командиром которого стал Думенко, а его заместителем — Буденный.
В середине 1918 года началось формирование кавалерийских бригад и дивизий. Созданию в РККА сильной кавалерии способствовал председатель Реввоенсовета Республики (РВСР) Лев Троцкий, провозгласивший лозунг «Пролетарии, на коней!».
Инициаторами создания в РККА крупных конных соединений были Думенко и Буденный. Они настойчиво убеждали советское руководство в необходимости создания более крупных конных соединений: дивизий и корпусов. Их взгляды разделял Климент Ворошилов и другие руководители 10-й армии.
Боевые действия 1918—1919 годов показали, что соединения советской кавалерии являлись мощной ударной силой, способной решать важные оперативные задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии со стрелковыми соединениями. Важнейшим этапом в строительстве советской кавалерии было создание в ноябре 1919 года Первой Конной армии, а в июле 1920 года — Второй Конной армии.
Соединения и объединения кавалерии сыграли важную роль в операциях против армий Деникина, Колчака и Врангеля в конце 1919—1920 годов, и армии Польши — в 1920 году (26 октября 1920 года в Юго-Западном фронте был сформирован конный корпус в составе 8-й и 17-й кавалерийских дивизий Червоных казаков под командованием Виталия Примакова).
Межвоенный период
После Гражданской войны конница РККА продолжала оставаться довольно многочисленным родом войск РККА. В двадцатые годы она делилась на стратегическую (кавалерийские дивизии и корпуса) и войсковую (подразделения и части, входившие в состав стрелковых соединений).
Как подвижный род войск стратегическая кавалерия (кавалерийские дивизии и корпуса) предназначалась для развития прорыва и могла использоваться по решению фронтового командования.
В период военной реформы, которая проходила с 1924 по 1926 год, большинство объединений и соединений конницы были расформированы. Основной единицей конницы стал кавалерийский полк, состоявший из сабельных и пулеметного эскадронов, полковой артиллерии, технических подразделений и штаба. Сабельный и пулеметный эскадроны состояли из взводов, которые делились на отделения.
К началу Второй мировой войны в Красной Армии насчитывалось 20 кавалерийских и 5 горно-кавалерийских дивизий, 1 кавалерийская бригада и 5 кавалерийских корпусов.
Кавалерийская дивизия состояла из четырех кавалерийских и одного механизированного полков, артиллерийского и зенитного дивизионов. Всего 9 тысяч 240 человек и 7 тысяч 625 лошадей, 64 танка БТ, 8 средних и 10 легких бронеавтомобилей, 32 полевых, 16 противотанковых и 20 зенитных орудий, а также порядка 80 минометов.
«Мой дед по материнской линии — Владимир Иванович Малиновский — был одним из лучших штабистов, настоящий «рубака» Первой конной армии, которой командовал Буденный, — заявил MIR24.TV Владимир Прохватилов. — Эта армия формировалась из людей, сильных и духом, и телом. Однако общевойсковым командирам было ясно еще до войны, что кавалерийские войска уходят в прошлое. Почему затянули с формированием механизированных корпусов? Сталин долгое время находился под влиянием Буденного, поэтому и с расформированием кавалерии затянули. По большому счету, это сделал только Хрущев, который отправил на мясо полтора миллиона лошадей».
Боевой закат Красной конницы
Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что кавалерийские войска утратили свою актуальность с появлением танков и авиации. Существенная часть кавалерийских дивизий была потеряна уже в первые месяцы войны с Германией — Красной Армии требовалось большое количество подвижных соединений.
«Все стало окончательно ясно с началом Великой Отечественной войны; с появлением танковых дивизий, самоходной артиллерии (САУ) и с началом массированного применения авиации. Однако в ряде эпизодов кавалерия играла свою незначительную роль», — подчеркнул собеседник MIR24.TV.
В пользу последнего факта, по словам Владимира Прохватилова, стоит упомянуть кавалерийский корпус Красной армии, действовавший под командованием генерала Павла Белова: его бойцы блестяще проявили себя во время боев за Москву во время Великой Отечественной войны.
Однако уже в 1942 году в составе кавалерийской дивизии появился артиллерийский дивизион, а в составе кавалерийского корпуса (кроме трех дивизий) имелась танковая бригада, минометный полк, артиллерийский дивизион и дивизион «Катюш». В 1943 году в дивизии появился артиллерийско-минометный и танковый полки, корпуса также были существенно усилены. Таким образом, с 1943 года часть кавалерийских корпусов успешно действовала в составе конно-механизированных групп. В полной мере такие группы проявили себя под руководством генерала Плиева в войне против Японии в августе 1945 года.
«Важно следующее: формирование механизированных корпусов незадолго до войны с Германией происходило неграмотно. Было огромное количество бронетехники без должного количества автомобилей, проблемы со связью на первом этапе войны. Это все сказалось во время первых сражений с Вермахтом в 1941 году. И потом, за создание моторизованных войск ратовал еще Тухачевский, который в середине тридцатых стал для Сталина, можно сказать, врагом №1. Его винили в провале взятия Варшавы во время Советско-польской войны. Но рассвет нашей кавалерии, безусловно, пришелся на годы Гражданской войны. Даже знаменитые тачанки — конные рессорные четырехколесные повозки со станковыми пулеметами — «изобрели» махновцы», — подчеркнул Прохватилов.
