Чудо для святителя. Кто спасет храм Николы Гостунского в Тульской области?
19 (6) декабря православные отмечают день памяти одного из самых любимых на Руси святых – святителя Николая Чудотворца. Считается, что архиепископ Мир Ликийских почил в этот день в 30-х годах IV века. В иконописи помимо канонических образов Николы Зарайского и Николы Можайского есть еще лик Николы Гостунского. И в настоящее время в Тульской области практически уничтожен храм XVI века, построенный в честь явления этого чудотворного образа. По молитвам к святому происходили и происходят чудеса, но для сохранения памятника архитектуры нужно вмешательство вполне земных ведомств. Координатор проекта «Консервация» рассказал MIR24.TV о критическом состоянии старинной церкви.
Чудотворный образ
По преданию, явление иконы Николая Чудотворца произошло в XV веке на речке Гостунке между Белевым и Лихвином. Вскоре царь Василий III забрал ее в Москву, и к 1504 году итальянский архитектор Алевиз Новый по его приказу построил в Кремле церковь Николы Гостунского. Но во время Отечественной войны 1812 года чудотворная икона пропала, а сам храм был снесен в 1817 году.
В настоящее время известно три списка с иконы – Московский (хранится в фондах Московского Кремля), Муромский (в настоящий момент экспонируется в Выставочном центре Муромского историко-художественного музея) и Ростовский (входит в коллекцию Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль»).
Тульские страсти
На территории современного Белевского района Тульской области храм в селе Николо-Гастунь, согласно паспорту объекта, возвели по приказу Ивана Грозного в честь победы над литовцами в 1563–1566 годах. В Белевских «писцовых» книгах 1628–1630 годов его определяют как собор. В ХVII веке с северной стороны пристроили каменный предел, одновременно появилась колокольня. В 1889 году описание комплекса вошло в труд академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии».
В советское время храм находился в ведении колхоза и использовался в качестве зернохранилища (к слову, не самый плохой вариант для тех времен). Работы по ремонту памятника и тем более реставрация там никогда не проводились.
«Я там был осенью, не думаю что что-то поменяется еще в течение нескольких лет. Сделано там, конечно, много для спасения здания, есть недоделки, но вообще сложно сказать, почему древнее строение никак не защитили... Не были проведены противоаварийные работы на южной стене церкви, здание не выведено из аварийного состояния! А стена эта 16 века! Леса подведены – и все. Ни крыши, ни инъектирования трещин – оставили, так скажем, на волю природы».
Еще в начале ХХI века купола венчали кресты. Сейчас их там нет.
«Я бы напомнил всем о действиях в начале 00-х, которые и привели к окончательному разрушению. Московичи приехали жить в те края и решили церквушку восстановить, получили благословение от тульской митрополии, сняли старинные кресты и увезли в неизвестном ныне направлении, а здание после незаконных работ рухнуло. Занавес. Государство сейчас пытается остатки спасти, но вот что-то как-то неудачно выходит, все не до конца», – сокрушается координатор «Консервации».
Таким образом получилась какая-то роковая временная петля, связанная с вмешательством Москвы: сначала икону туда увез царь – в итоге пропала, прошло несколько веков – кресты исчезли. Вряд ли святителю Николаю понравилось бы такое отношение к храмам. Поэтому либо надо по-настоящему заботиться о святынях и культурном наследии во всех регионах страны одинаково, либо не дерзать вспоминать имена святых попусту. Иначе не по-христиански получается. И пока на месте крестов в Николо-Гастуне можно увидеть только птиц.
