Погром с «Божьей волей»
Москва, 22 августа. После скандального нападения так называемых православных активистов на выставку в Манеже главы культурных учреждений России незамедлительно отреагировали. Причем, даже раньше, чем это сделал глава московского департамента культуры Александр Кибовский. Первым высказался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он предложил провести учения по защите экспозиций, так как, видимо, полиция охранять музейные экспонаты не собирается.
Корреспондент «МИР 24» Александра Корчагина побывала на месте происшествия и выяснила подробности.
Не успела выставка «Скульптуры, которых мы не видим» распахнуть свои двери, как активисты движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Энтео устроили на ней погром. Теперь на месте нескольких экспонатов красуются таблички с извинениями. Пострадали четыре работы известного скульптора Вадима Сидура.
Одна из них называлась «Распятие». Возможно, именно это название и вызвало негодование вандалов. Как позже пояснил полиции Энтео, по его мнению, художник позволили себе глумится над Иисусом Христом. Кроме того, от действий активистов пострадала работа художницы под псевдонимом Megasoma Mars - «Голова Иоанна Крестителя». Ее швырнули в угол. Удивительно, но охрана Манежа лишь спокойно наблюдала за нападением на экспонаты. Остановить активистов пытались другие посетители.
«Они сами себя снимали, и девушка топталась на работе, это было видно, девушка топталась на работе, пляшет, топчется на работе, на произведении искусства. Мы, когда делали эту выставку, мы даже предположить не могли, что какие-то работы, работы очень известного скульптура, международного признания, могут, кого то задеть и кому- то не понравиться», - сказала руководитель пресс-службы Манежа Елена Карнеева.
Поврежденные работы находились в первой части выставки под названием «Смерть». Это выставка творческой группы, состоящей из Николая Силиса, Владимира Лемпорта и Вадима Сидура. В 60-ые они, словно изгои, создавали свои творения среди пустых подвальных стен.
Вторая зона посвящена страсти. С помощью света и замкнутости посетители могут подробно изучить скульптуру подвального нонконформизма с разных ее сторон. Третья зона - зона рефлексии. Тут показано, что именно не свет, а цвет может повлиять на скульптуру и раскрыть замысел автора.
Принципиальная позиция руководства Манежа - выставка будет работать и дальше. Как говорят, после скандальной истории поток посетителей увеличился.
Кстати, православные активисты пытались проникнуть в здание еще раз. Через пару дней после погрома они снова пришли к Манежу, но теперь в компании со священником. Но вторая попытка повредить неугодные им экспонаты не удалась. Активистов не пустили. А в музейном сообществе началось активное обсуждение, каким образом оградить искусство от нападок хулиганов.
«Мне кажется, есть все основания, для того , чтобы эти люди понесли наказание, потому что эти они не просто выражали эмоционально свою точку зрения, что тоже в музее не очень приемлемо. Но, тем не менее, можно высказаться, если ты чем-то не доволен, или тебя что-то не устраивает. С тобой всегда поговорят, тебя всегда воспримут и тебе всегда ответят. Но действовать, физическим образом уничтожая искусство, это вообще за гранью даже обсуждения», - сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
На данный момент в московском «Манеже» оценивают ущерб, ведь некоторые из работ были уничтожены полностью. Также руководство выставочной площадки заявило о намерении добиться возбуждения уголовного дела.
Напомним, что глава движения «Божья воля», Дмитрий Энтео, его настоящая фамилия Царионов, уже совершил несколько скандальных выходок. Два года назад он сорвал спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова в МХТ им.Чехова, подкидывал голову свиньи на порог этого театра, также он явился и на постановку «Театра.doc», посвященную Pussy Riot, и добивался закрытия выставки «Духовная брань» на Винзаводе. Какое культурное учреждение станет следующим объектом для нападок движения «Божья Воля» и его лидера в будущем, остается только догадываться.
Паузу, которую выдержал глава столичного департамента культуры Александр Кибовский прежде, чем выступить с комментарием по поводу нападения хулиганов на выставку, раньше бы назвали мхатовской. Но эту паузу почему-то не хочется называть так - высокохудожественно.
Нетрудно представить, чем занимались чиновники с минувшей пятницы до нынешней среды. Никому не хотелось вызывать огонь на себя, брать ответственность, осуждать того, чьи хулиганские выходки еще вчера казались милыми и касались не музейных экспонатов, а сомнительных с сегодняшней официальной точки зрения театральных представлений.
Тогда не дали по рукам, вот и дождались. Человек, которому до сих пор все сходило с рук, поневоле начинает чувствовать уверенность в полной своей безнаказанности. И, точно следуя правилам употребления спиртных напитков, идет на повышение градуса.
Можно, конечно, вообразить, что осуждать нынешнюю акцию православного активиста Энтео не торопились, полагая, что событие незначительное, а лишнее упоминание имени делает ему бесплатную и незаслуженную рекламу. Но если на одной чаше весов - неприкосновенность и сохранность Музейного фонда Российской Федерации, а на другой - суетные мысли о том, кто кому может сделать на этом скандале паблисити, очевидно, что музейный фонд перевешивает все прочие незначащие аргументы, которые могли заставить чиновников тянуть с комментариями.
В самом центре России произошло варварское нападение на музей, а в нем - на музейные ценности. На то, чем в России привыкли гордиться и чем собираемся привлекать туристов, хоть иностранных, хоть наших. Хотя вот кто-то уже пошутил - зато теперь граждане России узнали о существовании скульптора Вадима Сидура. Такое вот оно - просвещение по-нашему.