Москва, 27 августа. Российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник. 27 августа 1919 года был издан декрет Совета Народных комиссаров о национализации кинодела в стране.
Ровно 96 лет назад вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днем Советского кино, а позднее - Днем кино России. О современном российском кино мы поговорим с генеральным директором киностудии «Ленфильм» Эдуардом Пичугиным, который дал интервью телеканалу «МИР 24».
- Во-первых, примите наши поздравления! Знаю у вас двойной праздник - Сегодня «Ленфильм» открыл свой киноцентр. Какие картины вы планируете там показывать? Ждете ли аншлагов?
Э.П.: Хотел бы также поздравить всех россиян с Днем российского кино. Сегодня мы со зрителями и кинематографистами собрались в общественно-культурном пространстве, это новое место «Силы» в Петербурге. Это такой клуб, киноконцертный зал. Он предназначен для наших же премьер. Сегодня мы покажем шесть роликов, тизеров, материалов с площадки. Есть хорошая примета – открывать новый кинотеатр премьерой.
- Предлагаю посмотреть, как проходило открытие киноцентра и послушать, что об этом сказал председатель совета директоров студии «Ленфильм» Федор Бондарчук.
«Это премьерный зал с новейшим оборудованием. Он может использоваться и как рабочий инструмент для кинематографистов, для просмотра киноматериала, а также как киноклуб, премьерный зал. Он готов принять огромное количество кинематографистов. По объему это достаточно весомая часть «Ленфильма», - отметил режиссер.
- Приятно это видеть, но еще два-три года назад некоторые эксперты считали, что Ленфильм - нежилец. Говорили, что легендарная студия просто разорится, но сейчас идет реконструкция. Так каким должен стать «Ленфильм»?
Э.П.: Киностудия должна подняться на ноги и занять свое достойное место. Это старейшая киностудия в стране, основанная в 1914 году. Здесь, в этом месте, в 1896 году, впервые в Российской империи братья Люмьер показали киносеанс. Это центр всех традиционных мероприятий и всех замечательных традиций, которые за все время существования кинематографа, которые поддерживались на киностудии в течение всего времени ее существования. После долгого перерыва нам удалось восстановить весь производственный цикл. Сегодня, напомню, мы показали шесть проектов. Сегодня начались съемки проекта Rock&Road. Это международный проект, в котором участвуют иностранные актеры, в том числе Сэми Насери. Третий продолжаются съемки дебютной работы Ксении Баскаковой.
Нам очень приятно видеть среди гостей старейших партнеров киностудии – с «Мосфильма» из других городов. Приятно видеть, что «Ленфильм» вернулся кинематографистам, вернулся в Петербург. В первых проектах мы делаем акцент на одного из участников съемочного процесса, это наш город – это и наша музыка, и наши экстерьеры. Санкт-Петербург – самый красивый город, и кинематографисты его сейчас заново для себя открывают. Мне очень приятно это осознавать.
- Киностудия «Ленфильм» планирует заключить с китайскими кинематографистами соглашение о сотрудничестве, совместном производстве и дистрибуции картин. А что китайский кинематограф может предложить российским зрителям и будут ли его продукция им интересна? И, на ваш взгляд, какие российские современные картины могут вызвать интерес у китайской публики?
Э.П.: В те далекие времена, когда существовал очень большой прокат советского кино, самым активным международным зрителем как раз был Китай. Многие китайские граждане с удовольствием пересматривают многие советские и российские картины. Вы знаете, как было приятно, когда проект Федора Бондарчука «Сталинград» вышел на 7 тысячах экранах Китая. Китайский зритель абсолютно готов к нашим фильмам: им нравятся и исторические картины, и простые человеческие истории. Мы как раз об этом и говорили с китайскими коллегами.
- Как вы сегодня оцениваете уровень российского кино?
Э.П.: Мне приятно видеть, как за последние 15 лет наш кинематограф кардинально изменился. В начале 2000-х и кинотеатров особо не было. Тогда это были не художественные фильмы, а преимущественно телепроекты. Каждый год попадают на экраны один-два сильнейших фильма, которые конкурируют с иностранными, американскими блокбастерами. Это хорошая традиция за последнее десятилетия. Помню, когда «Статский советник» выходил на экраны Warner Brothers представляла фильм «Константин» с Киану Ривзом, в бюджетом в несколько раз большим. Но в несколько раз больше зрителей пошли именно на российскую ленту. И таких примеров было масса. Наш евразийский зритель, и зритель американский отличаются: в США фильмы нацелены на аудиторию, которой нужен просто герой: Бэтмен, агент 007, любой. Наш кинематограф, он с большей драматургией – здесь в центре находится простой человек
- А вот как оценивают его сегодня зрители, мы провели опрос среди москвичей. Давайте послушаем.
«Мне не очень нравится уровень сериалов, боевиков и лишь несколько фильмов патриотического содержания привлекли мое внимание», - говорит женщина.
«Отношусь положительно, есть достойные фильмы. У всех разные вкусы. Мне больше нравятся российские комедии», - признался молодой человек.
«У меня такое ощущение, что сейчас кризис полный и в западном, и в нашем кино», – считает еще одна прохожая.
«В основном мне нравятся хорошие фильмы, которые снимались в 70-80 год», - сказал пожилой мужчина.
«В последнее время я могу сказать что видела очень мало фильмов, на которые хочется тратить время. Еще раз экспериментировать мне пока не хочется», - отметила пенсионерка.
- Российские фильмы по сборам в кинотеатрах проигрывают иностранным. С начала этого года в прокат вышло больше трех десятков российских лент, окупились по сборам только три. В то же время голливудские ленты раз за разом собирают кассу. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
Э.П.: Вы знаете, многомиллионные картинки, как можно назвать американские комиксовые фильмы по сюжетам Marvel, они, конечнео, равнодушным ни одного зрителя не оставят. Но вы посмотрите на статистику: несколько сотен картин производит Голливуд. Из них порядка 100-150 попадают на международный рынок. И у нас статистика: в год выпускаем 60 картин (и то, это очень хорошо, по сравнению с тем, что происходило 10-15 лет назад). Из этого количества на мировые экраны, как и в советское время, попадает 10%. Но все они попадают в «золотую коллекцию». Тот же «Ленфильм» 1700 проектов выпустил, а «золотая коллекция», которая востребована у нашего зрителя – это порядка 120 картин. В Голливуде и Китае статистика примерно та же. Нам нужно снимать больше российского кино.
- После выхода в свет нашумевшего «Левиафана» много говорили о самоцензуре режиссеров и цензуре в стране в целом. По вашим оценкам, насколько государство сегодня контролирует кинопроизводство? Не придем ли мы опять к художественным советам?
Э.П.: Наш кинематограф сейчас устроен таким образом, что он абсолютно самостоятельно саморегулируется. Наши художники, наши сценаристы – они все патриоты, делают действительно достойное кино. Меняются инструменты, совершенствуются. Все представляют портрет нашего зрителя. Художественные советы уже существуют – мы его вернули на «Ленфильм» как внутренний орган. Работу делает редакторская группа, которая участвует в создании картины. Сами фильмы отбирают эксперты. У нас уже есть такой инструмент – поддержка кинопроизводства. Сейчас созданы экспертные советы и при министерстве культуры и Фонде кино, в их состав ходят эксперты, критики с разных киностудий, журналисты, писатели.
- Время подвести итог. В нашей программе это принято делать ровно за 30 секунд. Расскажите, что, по вашему, нужно сделать, чтобы российское кино начали массово смотреть не только в России, но и в других странах?
Э.П.: Прежде всего снимать больше фильмов и строить больше кинотеатров. А самое главное – снимать кино, настоящее, полнометражное, сложно постановочное, а не только мелодрамы.
Подробнее в сюжете: Гости эфира