Абакан, 4 сентября. Владимир Путин побывал в пострадавшей от лесных пожаров Хакасии: пообщался с главой региона и зашел в гости к новоселам, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Наталья Давыдченко.
В 92 года Елизавета Давидовна Черкашина узнала, как удобен водопровод и какой уютной может быть собственная комната. Неделю назад она с детьми и внуками переехала в новый дом в селе Кагаево. До пожара жили в соседнем - Кожухове. «Я сама себя не чую. Кажется, неправда, что вода в избе, я никогда так не жила. Я рада, хоть бы один-два месяца еще так пожить», - сказала она.
Жизнь большой семьи Черкашиных апрельский пожар разделил на «до» и «после». Максим, внук бабушки Елизаветы, пошел с односельчанами тушить поле. Ветер изменил направление, и огонь за несколько секунд накрыл молодых ребят. Максиму было всего 24.
В апреле из-за природных пожаров в нескольких районах Хакасии одновременно загорелись более тысячи домов. 32 человека погибли, 1,5 тысячи домов в 40 населенных пунктах были уничтожены. К 1 сентября в республике заново возвели и передали жителям 1 124 дома. О ходе строительных работ перед президентом отчитался губернатор Хакасии.
Владимир Путин посетил пострадавшее от лесных пожаров село Краснополье, где огонь уничтожил 44 дома. На этом несчастья сельчан не закончились: летний град побил весь урожай. Но бабушки с ключами от новых домов теперь уверены, что этот тяжелый год переживут.
В соседней Дмитриевке дела со строительством не так хороши: несмотря на решение суда, застройщик не хочет выполнять свои обязанности. В ситуации поручено разобраться главе региона. Президент с удовольствием заглянул на новоселье к героям села Земцовым. Во время пожара вместо своего дома они спасали фельдшерско-акушерский пункт - только он один и уцелел на их улице. Главу государства встретила глава дома кошка Мурка. Ей, как и хозяевам, здесь нравится.
В первую очередь новые дома должны были получить многодетные семьи погорельцев. В селе Сабинка застройщики решили иначе: работы почти заморожены, строителей нет.
«Вообще ничего нет: ни котла, ни батарей, только провели одну канализацию трубу и закопали в септик. Все. Воды нет», - отметила многодетная мать Ирина Смирнова.
Нет и внутренней отделки, правда, по словам соседа-погорельца Ивана Шаврина, оно и к лучшему: в спешке весь технологический процесс строительства был нарушен, и в его доме уже пошли трещины. «Я подкапывал рукой под отмостку – сыпется, на голые камни отмостку сделали. А людям как жить? Это не конура собачья, люди должны радоваться. А мы уже столько нервов истрепали», - пожаловался Иван.
Квартирный вопрос испортил настроение первоклашке Сереже: ему придется ездить в сельскую школу из городской гостиницы, где до сих пор живет семья мальчика.
Вообще же без обещанной крыши над головой оказалась каждая пятая семья в Сабинке. Они могли бы позавидовать жителям Кирбы, но сил уже не осталось. Там строители перешли на круглосуточные работы. Днем занимаются наружной отделкой, ночью кладут кафель, стелют линолеум. 95% нового жилья уже готово, остались мелкие отделочные работы, монтаж электропроводки и тестирование всего оборудования.
Свой водопровод жители уже протестировали. «У меня уже внуки помылись в ванной. Понравилось очень», - поделился Сергей Валеев.
Про проблемные села губернатор Хакасии Путину не докладывал, но обещал: к первому октября еще 136 домов будут ждать новоселов.
Подробнее в сюжете: Лесной пожар в Геленджике