Владикавказ, 30 сентября. В Северной Осетии дети с особенностями в развитии теперь смогут учиться в обычных школах. В республике активно развивают программу инклюзивного образования. Сейчас в республике насчитывается уже 15 школ, рассказывает корреспондент «МИР 24» Чермен Улубиев.
Римма любит петь и читать стихи, да и в учебе от сверстников не отстает. Ее диагноз – детский церебральный паралич. Родные девочки не восприняли его как приговор, поэтому шесть лет назад она пошла в обычную школу.
«Мне очень комфортно в этом классе. У меня есть и друзья. Они очень добрые, помогают мне», - отмечает Римма Икаева.
Римма учится по общей программе и своим одноклассникам не хочет уступать ни в чем. Девочке нравится и равное отношение со стороны педагогов.
«У меня четверки, пятерки, но иногда бывают и двойки. Но мне это даже нравится, потому что всем ставят, и мне тоже должны», - отмечает девочка.
Большинство родителей поначалу опасались, что особенные школьники будут задерживать учебный процесс. Вопросы отпали после посещения нескольких уроков.
По особенной программе дети учатся только в подготовительных классах: специальные парты, укороченные уроки и перерыв на физминутку. За год детей должны адаптировать к обучению в обычной школе.
«Если обычные дети могут быстрее этот материал усвоить, то этим деткам мы иногда предлагаем два урока «посидеть» на какой-то теме», - говорит учитель начальных классов Карина Дзгоева.
«Здесь любят этих детей. Им здесь рады, хотят с ними общаться на равных. То, что твой ребенок не такой как все, и значит он хуже или не достоин общения, внимания, здесь такого нет», - подчеркивает мама школьника Дина Лазарова.
Речь учителя Илья Кудренко воспринимает благодаря слуховому аппарату, но на успеваемость это не влияет. Родители Ильи уверены, что ребенок должен себя чувствовать в обществе полноценным, поэтому выбор пал на общеобразовательную школу, а не на коррекционный интернат.
«У нас по медицинским показаниям пребывание в коррекционной школе противопоказано. Нам нужна речевая среда – там, где сверстники общаются посредствам речи», - отмечает мама школьника Елена Михайлиди.
В республике реализуется программа инклюзивного образования. В этой школе обучается 30 особенных детей. У большей части – диагноз ДЦП.
«Это очень сложная категория детей, и каждый ребенок – это отдельный прецедент. Их нельзя подвести под некие критерии и сказать, что если у вас есть такой ребенок, то вы должны делать первое, второе, третье. Нет! Каждый ребенок – это отдельный случай, и это разный подход к каждому», - говорит руководитель ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Алена Рамонова.
Благодаря федеральной программе «Доступная среда» в школе есть пандусы, поручни, лифты и комната релаксации. Для больного ДЦП в любой момент урока может быть сделан перерыв.
«Тьюторы отводят ребенка в этот класс, ребенок отдыхает, проводит время. Там есть и тренажеры, и сухие бассейны. Сменив форму работы, ребенок уже активнее включается в рабочий процесс, и педагог продолжает обучение», - отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Луиза Кайтова.
В этом году в школу пошли еще 13 детей с проблемами здоровья. Их родители надеются, что скоро для школьников с недугами выделят автобус. Пока детям с диагнозом ДЦП приходится добираться на учебу в общественном транспорте.