«Трансаэро» отлеталась?

15:31 02/10/2015

Москва, 2 октября. Банкротство «Трансаэро» неизбежно. Об этом было заявлено на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Росавиация уже запретила авиаперевозчику продавать билеты. Банки-кредиторы сообщили о намерении подать иски в суд. Почему «Аэрофлот» так и не купил акции проблемной компании и что будет с пассажирами и проданными билетами, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии Ространснадзора по гражданской авиации Олег Смирнов.

- В четверг утром новостные агентства сообщили, что аэропорт Антальи отказался выпустить три чартерных рейса «Трансаэро» в Москву, Омск и Екатеринбург. Причина - долги компании перед аэропортом. В итоге, пусть с задержкой, но самолеты вылетели, но осадок, как говорится, остался. Можно быть уверенным, что ситуация не повторится?

Олег Смирнов: Это первый звонок и он не станет последним, если со стороны государства не будут приняты исчерпывающие меры по недопущению ситуации, которая уже была не так давно в нашей стране, когда развалилась и лопнула авиакомпания «ЭйрЮнион», созданная государством непродуманно из пяти «мыльных пузырей». Тогда в Домодедово застряли тысячи людей и некоторым членам правительства пришлось лично ехать в аэропорт, чтобы урегулировать ситуацию. Во избежание повторения нужно принять срочные меры. Анталья - первый звоночек, все аэропорты будут делать то же самое, если не будут произведены платежи. А из 250 млрд долгов «Трансаэро» 20 млрд - долги за платежи аэропортам.

- Эти долги накопились не за день и даже не за несколько месяцев. При этом компанию финансово поддерживало государство и кредитовали государственные банки. Почему же ситуация оказалась настолько запущенной?

Олег Смирнов: Государственные регулирующие органы, коим является Минтранс, обязаны контролировать состояние авиакомпаний и не допускать подобных долгов, принимая соответствующие меры. Мало того, это отслеживание должно привести к тому, что к моменту объявления банкротства (а оно неизбежно в таких случаях) должен быть проработан механизм по перевозке пассажиров, которые уже купили авиабилеты. Если в этот раз этого не будет сделано, то нас ждет очередной скандал с неудовлетворенными пассажирами, которые находятся по всему миру. Ведь «Трансаэро» летала по всей планете

- Первоначально в качестве меры финансового оздоровления предлагалось передать контрольный пакет акций «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический один рубль. Почему сделка не состоялась?

Олег Смирнов: Нам сразу было понятно, что сделка не состоится. Для несведущих людей это, конечно, является загадкой. Не состоялась оферта на 75% плюс одну акцию. Известно, что владельцу авиакомпании - семье Плешаковых - принадлежит всего 52% акций. Как они могли организовать оферту на 75%? Это абсурд. Была определена дата - 28 сентября. Но в этот день никакой сделки не последовало. Совещание у председателя правительства подтвердило эти цифры и власти приняли единственно правильное решение, которое надо было принимать сразу - банкротство.

- Экс-владелица Ольга Плешакова уверена, что «Трансаэро» обанкротили специально. «Учитывая предшествующий опыт «Аэрофлота» по банкротству ряда дочерних авиакомпаний - «Аэрофлот карго», «Владавиа», «Кавминводыавиа», происходящее с «Трансаэро» точно укладывается в этот ряд. Следует отметить, что такой сценарий был описан в анализе, подготовленном в Министерстве экономического развития в июне и широко распространенном в конце июля в СМИ. Вполне очевидно - какая структура является основным выгодоприобретателем», - написала она.

Олег Смирнов: Банкротство - это рутинный механизм рыночной экономики. Этому подвержены все. В свое время из-за неподъемных долгов обанкротилась крупнейшая авиакомпания США, несопоставимая с «Трансаэро». Она перевозила в десятки раз больше пассажиров.

- Что будет с пассажирами, они не пострадают?

Олег Смирнов: Если будут приняты должные меры со стороны государственных органов регулирования и государства в целом, то не пострадают. Власти обязаны были отслеживать непомерные долги и реагировать на это. Перед «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями необходимо поставить задачу обеспечить своевременную перевозку пассажиров. Со стороны авиакомпаний все возможности есть. Государству нужно только подумать над сатисфакцией расходов перевозчиков.

- После банкротства «Трансаэро» что будет с ценами на авиабилеты?

Олег Смирнов: Пока я не вижу повода к удорожанию билетов.

- Что будет с авиапарком «Трансаэро»?

Олег Смирнов: Некоторые думают, что после банкротства «Трансаэро» продаст свои 100 самолетов, а каждый стоит от 80 млн до 120 млн долларов. Но продать ничего не получится, потому что ни один из сотни лайнеров «Трансаэро» не принадлежит. Эти самолеты даже не прописаны в России, их эксплуатируют на базе лизинга. Эти самолеты просто заберут.

- Можно ли сказать, что после банкротства «Трансаэро» у «Аэрофлота» на российском рынке не осталось серьезных конкурентов?

Олег Смирнов: У «Аэрофлота» конкуренты остались, это первая пятерка авиакомпаний, которые имеют значительный потенциал и объемы перевозок. «Аэрофлот» просто останется головной авиакомпанией. А первыми конкурентами для госкомпаний являются частные авиаперевозчиками.

- Спасибо за интервью!