Москва, 15 октября. В России стартовал показ нового фильма знаменитого голливудского мексиканца Гильермо дель Торо – «Багровый пик». Начинается все с кладбища, как и положено любой готической сказке. А дальше: прекрасных дев – две, бледный «вампир» – один, древний замок – один, привидений – и вовсе не сосчитать. Остается только удивляться, как в финальной битве между добром и злом оказалась... лопата.
В размеренную жизнь овдовевшего строительного магната и его дочери вторгается незнакомец, прибывший из Англии баронет Томас Шарп (Том Хиддлстон). Ему сразу же удается завладеть симпатией дочери и вызвать неприязнь со стороны опытного отца. Глава семейства вскоре отправляется на тот свет, Эдит Кушинг (Миа Васиковска) беспрепятственно выходит замуж и уезжает в имение супруга в Англию. С первого дня в гротескном средневековом замке девушку начинают мучить жуткие призраки...
По сути «Багровый пик» – интерпретация классического сюжета про Синюю бороду, но с созвучными времени отличиями. Так, «крутит» Синей бородой женщина, и женский персонаж оказывается сильнее мужского. Невероятная кровожадность злодейки как бы частично оправдывается, и в этом тоже примета времени: зло здесь становится злом в силу обстоятельств, а не личного выбора.
В роли белокурого ангела Эдит, предстающей перед нами в поистине прекрасных нарядах, мы видим Мию Васиковску, известную по главной роли в «Алисе в Стране чудес» Тима Бертона. Томас Шарп тоже получился откровенно бертоновским персонажем – на его месте легко представить Джонни Деппа. Вообще, многое в этой картине режиссер позаимствовал у коллеги по жанру. Прекрасный, но абсурдный замок с дырой в половину крыши, из которой без остановки падают листья, словно пепел в Сайлент Хилле, напоминает о заметенной снегом лачуге из фильма «Чарли и шоколадная фабрика», а момент с падением с лестницы – сцену из картины «Мрачные тени». А вот фирменная «подпись» самого Дель Торо – насекомые. Так и в «Багровом пике» повсюду умирают огромные бабочки.
Дель Торо – мастер создания атмосферы, недаром что бывший гример и мастер по визуальным эффектам. Один из его излюбленных приемов – баланс на грани реальности и бреда, изысканный гротеск, но после «Хроноса», «Лабиринта фавна» и «Хеллбоя», некоторые сцены «Багрового пика» кажутся слишком топорными. Например, финал, где герои принимаются крошить друг друга колюще-режущими предметами, среди которых попадаются гигантский тесак и даже лопата. Ну, а главное, что остается непонятным – зачем, собственно, героям вообще сдался этот прогнивший замок?..
Для Гильермо дель Торо, умеющего закладывать в свои фильмы не один подтекст – вспомнить тот же «Лабиринт фавна» – все это кажется слишком просто. Недостатки сюжета компенсируются моментами хоррора, а реки крови символично заменяет красная глина, в которой тонет замок: «кровь» льется из крана, проступает через следы на снегу, сжирает весь этот проклятый дом.
Хочется надеяться, что следующая анонсированная сказка Дель Торо – «Пиноккио» – вернет нам того самобытного режиссера, которого мы привыкли видеть.
Мария Аль-Сальхани
Подробнее в сюжете: Новости кино