Стройка, деньги, два ствола

21:52 25/10/2015

Москва, 25 октября. Казнь в кабинете. Успешный бизнесмен хладнокровно расстрелял заместителя главы подмосковного Красногорска и руководителя районных электросетей. Случилось все в здании администрации в разгар рабочего дня. Что это было – временное помешательство или холодный расчет? Можно только догадываться, что месть стала главным мотивом. Известна одна деталь. Предприниматель и чиновники много лет были в одной связке: дружили, вели общие дела. Вот такая формула власти: утром – служба, вечером – бизнес. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш узнал красногорскую историю.

Подмосковное Тимошкино в оцеплении силовиков. Полицейские, журналисты и десятки телекамер. В пятницу вечером стало известно: красногорский убийца мертв.

Тело Амирана Георгадзе обнаружили в одном из частных домов. По предварительной версии, он застрелился из оружия калибра 9 мм. Скорее всего, это был пистолет Макарова. Именно из него, по версии следствия, Георгадзе и стрелял в здании Красногорской администрации. На месте самоубийства оперативники нашли и охотничий карабин «Сайга».

Днем в понедельник бизнесмен пришел к заместителю главы Красногорского района Юрию Караулову. Чуть позже в кабинете появился и руководитель местных электросетей Георгий Котляренко. После короткого разговора Георгадзе расстрелял чиновников.

Рядом с предполагаемым убийцей был его водитель и охранник Шота Элизбарашвили. Позже он сдался полиции.

Близкие Георгадзе о преступлении узнали из выпусков новостей.

«Я очень хочу, чтобы его нашли живым. И чтобы перед судом он все сказал, как надо. Я в это верю. А больше ничего не хочу», – говорит теща Амирана Георгадзе Елена Александровна.

Еще одну жертву – Тристана Закаидзе, партнера по бизнесу Георгадзе – оперативники нашли в доме красногорского убийцы. Позже он расстрелял и пенсионера, случайного прохожего.

С убитыми чиновниками Георгадзе был хорошо знаком. Он вместе с руководителями района на закладке первого камня в новом здании ГИБДД и на открытии новой школы. Есть фото, где бизнесмен и заместитель главы Красногорска Юрий Караулов стоят в окружении спортсменов. Говорят, объединял их не только спорт.

«Вся его деятельность была связана с органами госвласти. Ни для кого не секрет, что любой бизнес должен общаться с органами госвласти для того, чтобы быть близким, чтобы иметь коммерческие интересы. Он ничем не отличался от обычного крупного и успешного предпринимателя», – поясняет член Общественной палаты РФ Георгий Федоров.

Георгадзе в последние годы занимался строительством. В Красногорске земля золотая, на которой строят и элитные коттеджи, и многоэтажки. Цена квадратного метра не сильно отличается от цены столичной. На коммерсанта были зарегистрированы десятки фирм.

Жилой комплекс «Новая Опалиха» – один из строительных проектов Амирана Георгадзе. Это семь пяти- и шестиэтажных домов и ряд таунхаусов фактически в сосновом бору. И все это в нескольких километрах от МКАДа.

Вообще, в Красногорском районе бизнесмен всегда был своим. Он и служил здесь, в поселке Нахабино еще в Советской армии, потом работал в потребкооперативе и рабочим в буфете ресторана, который, кстати, тоже назывался «Опалиха».

Но такие лакомые куски могли отрезать только в районной администрации. Скорее всего, не просто так. Связка: чиновник – коммерсант. Схема: дружба не ради дружбы, а ради общих интересов. Утром – деньги, вечером – выгодные заказы, тендеры и подряды.

«В одном кабинете можно было решить все вопросы. И не афиллированность просто не могла не возникнуть. К сожалению, сейчас, если говорить о старых главах, так или иначе до трети бизнеса могут быть афиллированы с нынешними главами», – поясняет заместитель председателя Московской областной думы Игорь Чистюхин.

Схем, как избавиться от конкурентов даже при проведении открытых конкурсов, активисты Общероссийского народного фронта знают десятки. Когда одним движением руки чиновники дешевую землю из категории сельхозназначения переводят в категорию земель населенных пунктов, на которых уже можно строить дома. Или как на конкурсе дать привилегии своему застройщику.

«Когда мы объединяем в один лот строительные и проектные работы, мы не то что вдвое, мы в 10 раз рубим эту конкуренцию. Никакой проектировщик или строитель ради одного конкурса не пойдет вступать в другое СРО. Для этого нужно обладать определенными характеристиками», – говорит заместитель руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Алексей Даутов.

Преференции, по некоторым данным, в Красногорске делали не только Георгадзе. Один из убитых Юрий Караулов дважды становился фигурантом уголовного дела по статье «Превышение должностных полномочий». Их возбуждали в рамках расследования так называемого «игорного дела». Тогда подмосковных прокуроров подозревали в покровительстве нелегальному игорному бизнесу. И якобы именно Караулов фактически за бесценок передавал силовикам элитные земельные участки.

«Те земли, которые перешли под контроль прокуроров, стоили миллионы долларов, десятки миллионов. А бюджет недополучил огромную сумму. Причем самое страшное, что было возбуждено уголовное дело по факту незаконных операций, и прокурорами оно было закрыто за полтора-два дня», – отмечает член Общественной палаты РФ Георгий Федоров.

За что бизнесмен расстрелял чиновников, версий несколько. Причиной расправы могло стать то, что его начали выдавливать из строительного бизнеса. Или огромные кредиты, которые висели на Георгадзе. А может все вместе. К тому же в день убийства решением суда в его фирме ввели внешнее управление.

«Это вспышка внезапная в ответ на что-то. Скорее всего, имел место какой-то разговор телефонный с администрацией, они ему указали дорогу, и он вспыхнул и помчался их убивать», – объясняет психиатр-криминалист Михаил Виноградов.

Есть и другое мнение. Просто Георгадзе больше не вписывался в новую модель. И старая дружбы здесь уже не помогала. С приходом в 2013 году Андрея Воробьева на пост губернатора Подмосковья часть функций от муниципальных властей перешла в правительство области. И чиновники администрации Красногорского района больше не могли росчерком своего пера раздавать землю под застройку.

«Система вышла из своего стабильного положения и привела к множеству различных конфликтов. Прежде всего, это неисполнение обязательств. И в этом я вижу основную причину трагедии в Красногорске. Красногорск, отмечу, самый застраиваемый город в Московской области», – считает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.

По данным следствия, после совершенных убийств Георгадзе несколько часов прятался в доме в поселке Тимошкино, где искал главу Красногорска Бориса Рассказова, с которым тоже был хорошо знаком и который мог стать его очередной жертвой. Но вечером Амиран Георгадзе застрелился.

Следственный комитет прекращать расследование этого дела в связи со смертью главного подозреваемого не намерен. Уже назначен ряд экспертиз.

А сейчас Общественная палата России просит проверить работу администрации Красногорского района на предмет коррупционной составляющей. Обращение уже направлено в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ.