28 октября главные сказочники мира отметили профессиональный праздник – международный день анимации. История, начавшаяся с движущихся картинок французских художников, более чем за сто лет эволюционировала в полноценные красочные фильмы, со сложным сюжетом и даже сценами насилия. «МИР24» выяснил, как современные мультфильмы влияют на психику ребенка.
Современные культурные и жанровые грани стираются настолько, что порой уже сложно уловить, где заканчивается одно и начинается другое. Особенно этот вопрос касается такой щепетильной темы, как детское искусство, ставшее в последние годы совсем недетским.
Мультипликационные фильмы, поменявшие в нынешнем веке имя на «анимационные», зачастую настолько далеки от привычной рисованной сказки, что по своему содержанию скорее напоминают фильм ужасов, нежели добрый рассказ о животных. Нынешние родители сокрушаются, что мультики в противовес своей изначальной благородной цели учат детей жестокости и даже насилию. В пример молодые мамочки приводят несколько отечественных телеканалов, где ежедневно «крутятся красиво прорисованные убийства».
Тем временем современная анимационная действительность такова, что разделить мультфильмы на «детские» и «взрослые» теперь можно только по цифре, которую закон обязал указывать на каждом шедевре визуального искусства. Так графы от 0+ до 18+ остались единственным барьером, способным защитить детскую психику от нежелательных картин насилия.
Однако новейшие технологии и психологические уловки, которыми пользуются создатели, позволяют интегрировать жестокие сцены даже в те мультфильмы, в афише которых стоит 12 с плюсом и выше. Ярким примером может стать один из любимейших российским зрителем мультфильм «Шрек». В первой части фильма принцесса Фиона, героиня истории, поет дуэтом вместе с птичкой. Для последней это битва заканчивается кровавой расплатой и та в буквальном смысле взрывается от перенапряжения, оставляя после себя только гнездо с внезапно осиротевшими яйцами. У маленького зрителя эта картина вызывает безудержный смех, ведь это прорисованное убийство показано в ярких красках и с немалой долей иронии. Также действовали и создатели «Тома и Джерри», «приправившие» каждую серию мультфильма сценами насилия кота над мышью и наоборот. Все эти «мелочи», по словам психологов, со временем начинают складываться в общую картину детского восприятия мира.
Так не стоит удивляться, что спустя годы, ребенок может перестать чувствовать грань между дозволенным и неприемлемым поведением в обществе.
«Дети воспринимают мультфильмы, как историю, зачастую не понимая, что она является плодом воображения автора, а не отражением окружающей действительности. По этой причине я рекомендую родителям тщательно следить за тем репертуаром мультиков, который они предлагают своему ребенку, занимаясь делами по дому. К сожалению, при всем современном разнообразии кино и анимации, выбирать достойные вещи приходится куда скрупулезнее, чем раньше», - советует психолог Андрей Умнов.
Развивая тему о том, что было раньше, многие родители вторят психологу о большей гуманности советских мультфильмов. Классические «Винни Пух», «Чебурашка и Крокодил Гена», по их мнению, учат детей добру и взаимопомощи, в то время, как западные шедевры действуют ровно наоборот. К слову, большинство современных родителей придерживается точки зрения, что советские и российские мультфильмы в массе своей гуманнее зарубежных.
«Наши мультики всегда милее и добрее тех, которые предлагают нам западные страны. Возможно, это связано с русской ментальностью, не пропагандировавшей злобу даже так косвенно, как это делают сейчас анимационные фильмы других стран. Быть может, такая гуманность – не что иное, как реалии постсоветского пространства, привыкшего к цензуре прошлого века. Вопрос этот сложный, но одно я могу сказать точно: своего ребенка я допускаю только к проверенным мультикам, добрая часть из которых, к счастью, создается в нашей стране», - рассказывает молодая мама Светлана Королева.
По ее словам, мультфильмы сегодня – это не столько яркий мир жестокости, сколько грамотный перенос политический распрей на анимационную площадку. Только за последние десятилетия мультик стал своеобразных жанром журналистики, где в легкой и грубой форме создатели пытаются высмеять деятельность той или иной политической стороны.
Корнями эта традиция уходит во времена зарождения мультипликации, ставшей впоследствии альтернативной платформой для сатиры вне цензуры. Несмотря на отсутствие последней сегодня, анимационный мир во многом остался полем для иронических насмешек современной политики.
«Лично я не могу отметить, что сегодня есть заметная тенденция - делать политически направленные анимационные фильмы. Однако, это зависит от того, о каком уровне анимации и кино мы говорим. Конечно, существует целый пласт «полупрофессиональной» анимации, производство которой, в отличие от художественного фильма, возможно осуществить силами одного человека, находясь дома и имея довольно простой компьютер. Видимо, именно данный фактор способствует появлению такой анимации. Но и в профессиональной анимации режиссеры – это особый круг людей, мало зависимый, в отличие от режиссеров художественного кино, от продюсеров и инвесторов, крупных бюджетов и больших съемочных групп, политической конъюнктуры и государственного заказа (и, соответственно, чьего-либо влияния), поэтому в большей степени способный к самовыражению», - отмечает заместитель директора по производству студии «Союзмультфильм», Анастасия Лунькова.
Такое упрощение процессов создания стало одной из главных современных тенденций. Если раньше для того, чтобы сделать десятиминутный кукольный мультик, автору требовался целый год, то сегодня этот срок заметно сократился. Вдобавок, интернет-пространство, доступ к которому имеет большинство российских детей, перенасыщен подобными «кустарными» мультфильмами, созданными автором-самоучкой.
«Если первоначально компьютеры стали замещать и упрощать лишь отдельные этапы производства и скорее поддерживали технологии прошлого века, то сегодня основная масса анимации делается исключительно в компьютерах, и поиск новых стилей и техник устремился в поиск и развитие программного обеспечения», - добавляет Анастасия.
По ее словам, классические технологии анимационного фильма в России постепенно вымирают, уступая место компьютеризации мультфильмов. Такие методы производства, как рисованная на кальке или более сложная кукольная анимация со временем утрачивают свой вес в мире мультфильма. Так создание современных мировых мультиков практически полностью перешло на мониторы компьютеров, оставив лишь небольшой процент «авторского кино», до сих пор работающего по-старинке.
«Будем, однако, рассчитывать на то, что не технология производства определяет хорошие анимационные фильмы и, важнее, творческие способности и возможности исполнителей. Следовательно, стремиться нам стоит к развитию мастерства и обучению молодых специалистов высокого уровня», - добавляет Анастасия.
Чтобы понять, какие мультфильмы смотрят сегодня, редакция портала «МИР» провела опрос среди 30 жителей столицы, имеющих детей в возрасте до 12 лет. Такие данные мы получили.
«Современная картина такова, что большинство современных родителей воспитывались во времена советского периода, либо же в ближайшие несколько лет после распада союза. Они смотрели добрые и теплые мультфильмы, сделанные в советском пространстве, которые учили их хорошим поступкам. Сегодняшняя задача всех родителей (и настоящих и будущих) сохранить эту традицию, и показывать своим детям только то, что действительно достойно», - советует психолог.
Задачей же создателей рисованных сказок остается поддержание детского мультика на должном уровне, а, значит, и искоренение насилия и жестокости из детского искусства.
Екатерина Ковалева