Ужасная история: 13 фильмов, с которых начался хоррор

18:31 09/03/2016

Москва, 28 октября. Для западных стран канун Дня всех святых – особенный праздник, который отмечают и взрослые, и дети. Сетки вещания телеканалов в этот день переполнены классическими фильмами ужасов. В хэллоуинскую неделю «МИР 24» решил вспомнить, как зарождался хоррор, и что этот, казалось бы – низкий, жанр внес в развитие кинематографа.

«Замок дьявола» (1896)

Первым фильмом ужасов считается «Замок дьявола». Снял его Жорж Мельес, которого по праву называют первым волшебником кинематографа.

Сюжет «Замка дьявола» незамысловат, это скорее аттракцион, который призван продемонстрировать возможности простейших спецэффектов. В готический замок влетает летучая мышь, которая превращается в дьявола и призывает различных монстров, пугающих гостей. Один из героев догадывается соорудить крест из досок и прогоняет чудовищ вместе с их властелином.

Современному зрителю этот фильм, конечно, покажется смешным, но в 1896 году Мельес совершил невероятный прорыв в только зарождавшемся искусстве кино.

«Лавка с привидениями» (1901)

Еще один образец раннего хоррора снял британец Уолтер Р. Бут. Как и в «Замке дьявола», в «Лавке с привидениями» фабула отсутствует. Хозяин магазина обнаруживает, что в его лавке завелись призраки и прочая нечисть. Малопонятными манипуляциями главному герою удается избавиться от незваных гостей.

Спецэффекты в этом фильме все еще не особенно сложные, но при его создании уже применялись комбинированные съемки, без которых трудно представить игровое кино.

«Франкенштейн» (1910)

Лента Джеймса Сирла-Доули, снятая по роману Мэри Шелли, долгое время считалась утраченной, пока не обнаружилась в 70-е годы в частной коллекции. Несмотря на это, картина была хорошо известна благодаря растиражированному кадру со съемочной площадки, на которой актер Чарлз Огл запечатлен в образе монстра Франкенштейна.

С литературным первоисточником «Франкенштейн» имеет весьма отдаленное сходство. Это скорее сентиментальная притча о том, что только любовь способна победить зло. Несмотря на мелодраматичность сюжета, оторваться от великолепного гротеска в исполнении Чарлза Огла невозможно.

«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1913)

Фильм Герберта Бренона стал одной из первых экранизаций классической повести Роберта Льюиса Стивенсона. Выдающийся ученый Генри Джекилл становится жертвой собственного эксперимента и начинает страдать раздвоением личности. В обличье отвратительного мистера Хайда он совершает немотивированные преступления и в итоге навсегда остается безобразным злобным стариком.

Главной особенностью этого фильма является грим, который исполнитель главной роли Кинг Баггот накладывал самостоятельно. Сделал он это невероятно искусно – зрители того времени не верили, что Джекилла и Хайда играет один и тот же человек.

«Кабинет доктора Калигари» (1920)

Во время Первой мировой войны Европе было не до кино. В этот период вышло всего несколько лент в жанре ужасов, большая часть из которых была снята в Америке. Но уже после войны, потрясшей мир, режиссеры с новой силой взялись за воплощение авангардных идей.

Одним из шедевров этого времени стал «Кабинет доктора Калигари», снятый Робертом Вине при участии Фрица Ланга. Эта лента стала первой картиной, изображающей мир таким, каким его видит человек с расстройством психики. Ирреальные декорации, созданные коллективом художников Der Sturm – один из ярких примеров немецкого экспрессионизма, открывший качественно новый киноязык.

«Носферату» (1922)

Еще один шедевр немецкого экспрессионизма – «Носферату» Фридриха Мурнау. У этой выдающейся картины сложилась нелегкая судьба. Вскоре после выхода «Носферату» на экраны вдова Брэма Стокера заявила о нарушении авторских прав и потребовала уничтожить все копии ленты. К счастью, до нас все же дошло несколько катушек, спасенных коллекционерами.

Влияние этого фильма на кинематограф невозможно переоценить. Достаточно напомнить, что именно поэтический гений Мурнау создал образ света, несущего смерть. Сейчас же сцена с гибелью вампира от солнца – непременный атрибут фильмов о нечистой силе.

«Восковые фигуры» (1924)

Молодого поэта после визита в музей восковых фигур начинают преследовать пугающие видения, главные герои которых – жестокие тираны прошлого. Снятый в Веймарской республике фильм Пауля Лени состоит из трех частей, центральная из которых отведена истории русского царя Ивана Грозного.

Фильм выдающегося режиссера только притворяется хоррором, на деле «Восковые фигуры» - это гражданский манифест о власти, которая перерастает в жестокое угнетение личности.

«Призрак оперы» (1925)

Пока в послевоенной Германии авангардисты экспериментировали с монтажом и кадром, за океаном обратились к массовой культуре. Над «Призраком оперы» работали сразу три режиссера: Руперт Джулиан, Эвард Седжвик и Лон Чейни. Последний также исполнил в фильме главную роль.

Чейни сам же и придумал уникальный грим, который и сегодня выглядит устрашающе. Актриса, исполнявшая главную женскую роль, впервые увидела жуткую гримасу призрака уже на съемочной площадке, и ей даже не пришлось изображать испуг. Сцена была снята первым же дублем.

«Лондон после полуночи» (1927)

Последняя полноценная копия фильма Тода Броунинга «Лондон после полуночи» была уничтожена пожаром. До нас дошел только 9-секундный фрагмент, на котором запечатлен главный злодей.

Но в 2002 году режиссер Рик Шмидлин провел смелый эксперимент, реконструировав фильм с помощью фотографий со съемочной площадки. При жизни Броунинга «Лондон после полуночи» принес ему славу и богатство. После смерти создателя лента стала одной из самых очаровательных загадок мирового кинематографа.

«Дракула» (1931)

Этот классический фильм должен был снять Пауль Лени, скоропостижно скончавшийся в 44 года. Заглавная роль была отведена Лону Чейни, однако он умер от рака до начала съемок.

Эти две смерти и определили облик великого фильма ужасов. Режиссером стал Тод Броунинг, а Дракулу сыграл Бела Лугоши. Венгерский актер долго не хотел учить английской, но это пошло ему только на пользу – характерный акцент придал образу вампира полную завершенность.

Феноменальный успех картины породил массу подражаний, которым, конечно, далеко до оригинала. Следующую по-настоящему выдающуюся картину по книге Стокера лишь в 1979 году снимет Вернер Херцог.

«Франкенштейн» (1931)

В том же 1931 году на экраны вышел еще один фильм ужасов, ставший классическим. Режиссером его выступил Джеймс Уэйл, а главную роль исполнил Борис Карлофф. И снова образ злодея определился не без вмешательства судьбы.

Первоначально на роль монстра Франкенштейна был утвержден Бела Лугоши. Но гость из Венгрии отличался капризным характером и отказался тратить на грим четыре часа в день. В итоге режиссер отказался от услуг звезды и нашел на тот момент никому не известного актера.

Борис Карлофф за свою продолжительную карьеру снялся в более чем 150 лентах, но в истории кино он останется благодаря роли чудовища из повести Мэри Шелли.

«Уродцы» (1932)

И еще один фильм Тода Броунинга, который едва не стоил ему карьеры. Режиссер, в молодости работавший в бродячем цирке, решил снять ленту с артистами настоящего фрик-шоу.

Сюжет «Уродцев» прост. Карлик влюбляется в очаровательную гимнастку, которая отвечает ему взаимностью, узнав, что он унаследовал большое состояние. Вместе со своим любовником она решает отравить лилипута, чтобы присвоить наследство.

Публика не была готова к нравственным вопросам, поднятым картиной, и фильм со скандалом провалился в прокате. В 60-е годы лента была открыта заново. «Уродцы» оказали колоссальное влияние на представителей контркультуры, в том числе на знаменитую фотохудожницу Диану Арбюс.

«Белый зомби» (1932)

Режиссер Виктор Гальперин вошел в историю кино как отец жанра зомби-муви. «Белый зомби» - это мелодрама, действие которой разворачивается в экзотическом антураже Гаити, острова вуду.

Зловещий плантатор, роль которого исполнил Бела Лугоши, превращает людей в зомби и делает из них своих рабов. В плен к нему попадает и молодая американка, но ее возлюбленный находит способ спасти девушку.

Фильм пользовался невероятным успехом у публики. Помогла этому остроумная рекламная кампания: актеры в белом гриме завлекали зрителей, бродя вокруг кинотеатров под бой тамтамов.

Не в последнюю очередь благодаря таким блокбастерам, как «Белый зомби», «Дракула» и «Франкенштейн», голливудские продюсеры оценили коммерческий потенциал ужасов. В середине 30-х эпоха великих экспериментов и открытий закончилась. На смену ей пришла эра довольно однотипных ужастиков от Universal и Hammer.

Конечно, и у фильмов вроде «Франкенштейн встречает человека-волка» есть свое очарование, но из-за подобной кинопродукции за хоррором прочно закрепилась слава низкого жанра. Много лет понадобилось на то, чтобы ужасами заинтересовались такие выдающиеся режиссеры, как, к примеру, Ингмар Бергман, Стэнли Кубрик и Роман Полански.

Эдуард Лукоянов