Москва, 2 ноября. 28 октября Лефортовский суд Москвы поместил в СИЗО на два месяца студентку 2 курса МГУ Варвару Караулову (Александру Иванову), завербованную в ряды запрещенной в России экстремистской организации «Исламское государство». Она подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30 и частью 2 статьи 205.5 УК РФ (попытка участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической).
Как говорит адвокат Варвары Александр Карабанов, девушка сейчас находится в тяжелом эмоциональном состоянии и не до конца понимает, что совершила. «Я увижу Варвару только на этой неделе. Сейчас я жду, чтобы следователь дал мне разрешение на свидание», - пояснил Карабанов.
Адвокат девушки уверен, что вербовщики вошли в контакт с Варварой через межличностные отношения, создав с ней определенную эмоционально зависимую связь. «И даже после приезда в Москву Варвара снова начала общаться с представителями данной радикальной организации. И сейчас мы пытаемся разобраться, что она совершила, чтобы ее действия можно было квалифицированы по той или иной статье», - сказал он.
«В любом случае наша задача - восстановить картину последних четырех месяцев жизни Варвары. Я буду ходатайствовать о том, чтобы моей подзащитной предоставили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Случай с Варварой нужно детально разбирать для того, чтобы создать правильную судебную практику. А просто взять и наказать ее, будет неправильно, так как это может иметь совершенно другие последствия», - отметил адвокат Карауловой.
Член комитета Госдумы по международным делам Адальби Шхагошев, в свою очередь, уверен, что пора пресекать «крутость» любых радикальных движений. «Сейчас радикальные движения, которые мы видим в Сирии и Ираке, привлекают молодых людей тем, что могут построить и захватить целые государства. Такую яркость мы видим именно в последнее время только потому, что 60 стран во главе с США уже как год безуспешно борются с ИГ. Без сомнения, если бы мы опоздали со спецоперацией против ИГ в Сирии, то Дамаск был бы взят боевиками, а следом за ним и Багдад», - подчеркнул Шхагошев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Караулова хотела примкнуть к ИГИЛ из-за любви
«Молодые люди видят, как шесть десятков стран во главе с США воюют против ИГ, а ИГ развивается. Я прекрасно помню, как это выглядело на Северном Кавказе в 90-2000-е - радикальные группировки расширили свое влияние настолько, что даже вытеснили криминалитет. По любому звонку за несколько минут собиралось несколько десятков боевиков защищать своих - это выглядело для молодых людей эффектно и привлекательно», - сказал он.
В свою очередь, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова отметила, что сейчас идет активная фаза «цифрового джихада».
«Мы столкнулись с такой угрозой, как кибертерроризм. Вопрос сегодня локализован в соцсетях, в первую очередь, в «Фейсбуке» и «ВКонтакте». В чём преимущество соцсетей? В том, что за считанные минуты можно оповестить огромное количество людей, а идентифицировать отправителя непросто», - считает Бокова.
«История Варвары Карауловой – настольная книга для изучения того, как противостоять кибертерроризму. Сегодня принят ряд законов для противостояния угрозам терроризма – вплоть до ограничения права на въезд на территорию России людей, подозреваемых в связях с терроризмом», - заявила Людмила Бокова.
Как говорит президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, ситуация с Варей Карауловой – это «внимание к маленькому прыщику». «А нам угрожает серьёзная болезнь всего организма. На территории России ИГ поддерживают около 100 тысяч мусульман. Наши спецслужбы героически сражаются с экстремизмом. А вот гуманитарный блок, блок превентивной, идеологической работы в последние годы оказался провальным», - говорит Гришин.
Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Общественной Палаты России Елена Сутормина напомнила, что с 1 августа в Общественной палате открыта и действует горячая линия по противодействию вербовке в ИГ. «На данный момент к нам поступило более 35 обращений. Каждое обращение мы внимательно изучаем и направляем в Министерство внутренних дел или ФСБ. Горячая линия показала, что обращения поступают из разных регионов страны. Зачастую это молодые люди от 19 до 23 лет», - отметила она.
«Мы видим, что вербовщики работают на многих языках, работают в основном со студентами-лингвистами, IT-специалистами. Стоит отметить, что в результате незаконной торговли нефтью у террористов очень много финансовых возможностей. Сегодня в Общественной палате подготовлена система рекомендаций для противодействия вербовщикам, эти рекомендации будут направлены, в первую очередь, ректорам вузов. Большая задача – противодействовать терроризму, начиная со старших классов школ. Мы предложили главе Минобра Ливанову ввести такие курсы в школах, но получили отписку. Тем не менее, мы будем настаивать на введении такого обучения», - заявила Елена Сутормина.
Напомним, девятнадцатилетняя студентка МГУ Варвара Караулова 27 мая 2015 года ушла в университет, но домой не вернулась. Ее объявили в международный розыск. Пятого июня она была задержана турецкими властями на границе с Сирией.
Пресс-конференция состоялась в пресс-центре НСН
Татьяна Поддубская
Подробнее в сюжете: Дело Карауловой